Закон о банкротстве страховых организаций

Особенности банкротства страховой компании

В результате анализа плана по восстановлению платежеспособности или по итогам выездной проверки могут быть выявлены признаки несостоятельности. В таких случаях надзорный орган подает заявление о банкротстве страховой организации (образец документа представлен в статье).

Если юрлицо осуществляет страхование, связанное с деятельностью профобъединения страховщиков либо другой организации, на которую возложены обязанности по перечислению компенсационных выплат, руководитель должен направить уведомление в указанные структуры в течение недели со дня возникновения оснований для реализации мероприятий по предупреждению банкротства. Соответствующее положение закрепляет 4 часть ст. 184.1 ФЗ № 127.

При проведении процедуры банкротства страховой компании профобъединения несут обязанности и реализуют права, предусмотренные законодательством для финансовых структур.

Она назначается, если:

  1. Выявлены основания для реализации мероприятий по предотвращению банкротства страховой организации при отсутствии уведомления надзорного органа об их наличии.
  2. Принято решение о реализации плана по восстановлению платежеспособности либо установлении контроля над его исполнением.
  3. Юрлицо не исполняет/ненадлежащим образом выполняет пункты плана.

Решение о введении временной администрации орган надзора должен мотивировать.

В последнее время отмечается тенденция участившегося сокращения страховых организаций на рынке. Связано это, прежде всего, с тем, что в 2012 законом «Об организации страхового дела в РФ» принято, что уставный капитал страховщика должен превышать 120 миллионов рублей.

Когда данное требование вступило в силу, ряд страховых компаний обанкротился, включая даже некоторых представителей топ-30. Иные организации объявили о слиянии с более крупными компаниями, но даже после этого время от времени страховщики признают себя финансово несостоятельными в арбитражных судебных инстанциях.

Если заявление о признании страховой организации банкротом принимается арбитражным судом, назначается временная администрация, к которой, по сути, переходит руководство компанией.

Временный управляющий для проведения стадии наблюдения назначается на срок от 3 до 6 месяцев. Этот период может быть продлен еще на три месяца, если в арбитражный суд будет направлено ходатайство с соответствующим прошением от временной администрации.

Назначенная администрация имеет право получить доступ ко всей документации страховщика, по всем видам предоставляемых услуг. Если решением суда деятельность компании приостановлена, все бланки строгой отчетности изымаются временной администрацией и передаются на хранение в организацию, гарантирующую сохранность документации.

Основной задачей временной администрации является восстановление платежеспособности страховщика, а не его ликвидация.

Основания для реализации предупредительных мероприятий

Для предотвращения несостоятельности (банкротства) страховых организаций предусматриваются следующие нормативные инструменты:

  • Предоставление финансовой помощи учредителями/участниками юрлица или иными субъектами.
  • Изменение структуры пассивов и активов.
  • Увеличение объема уставного капитала.
  • Реорганизация.
  • Прочие меры, не запрещенные законодательством.

Меры по предотвращению банкротства страховой компании предпринимаются при:

  1. Неоднократном отказе в погашении денежных обязательств перед кредиторами в течение месяца. Под отказом следует понимать невыполнение/ненадлежащее исполнение требований в десятидневный срок с даты возникновения соответствующей обязанности, если другое не устанавливает законодательство. Учитываются только рабочие дни.
  2. Неисполнении обязательства по отчислению платежей в бюджет в течение 10 дней (рабочих) с даты его возникновения.
  3. Недостаточном количестве средств для своевременного погашения задолженности (перед бюджетом в том числе), если срок для этого наступил.
  4. Неоднократном нарушении требований к структуре и составу активов, установленных Минфином, в течение 12 мес. с даты выявления первого нарушения.
  5. Отзыве, приостановлении или ограничении действия лицензии на ведение деятельности.

В течение 15 дней с даты возникновения указанных обстоятельств страховая компания должна направить в надзорный орган (Центробанк) уведомление об этом. К нему прилагается план по восстановлению платежеспособности. Данные действия совершаются, если отсутствуют признаки банкротства страховой организации.

В течение 30 дней (рабочих) после получения плана по результатам его изучения орган надзора выносит решение о назначении в страховой компании временной администрации либо о нецелесообразности этого назначения. В случаях, предусмотренных постановлениями Минфина, он также вправе принять решение о проведении выездной инспекции. Проверка осуществляется в порядке, установленном органом надзора.

Когда наступает банкротство?

Регулировка деятельности страховых компаний

Признаки банкротства страховой компании, по сути, сводятся к тому, что организация не может выполнять свои финансовые обязательства перед кредиторами.

Предлагаем ознакомиться:  Отказ от алиментов на ребенка последствия

Согласно положениям закона «О несостоятельности» от 2002 года признать страховую организацию банкротом можно в следующих случаях:

  1. Если общие требования кредиторов составляют более 100 тысяч рублей, и обязательства перед ними не выполняются на протяжении более 14 дней.
  2. Когда на протяжении 14 дней не выполняются обязательства перед кредиторами, согласно решению суда, независимо от суммы задолженности.

Особенности инициации процесса

Право объявлять банкротство имеет как компания-должник, так и ее кредиторы. В случае, если заявление составлено верно, к нему приложена необходимая документация и оплачены судебные издержки, арбитражный суд даст ход делу.

Банкротство страховых организаций включает следующие этапы:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство.

Согласно изменениям в законодательстве от 2010 года, предусмотрена еще одна стадия – предупреждение банкротства, рассматриваемая в качестве альтернативы финансовому оздоровлению.

Стадия финансового оздоровления  и ее альтернатива

Закон о банкротстве страховых организаций

Прежде всего, необходимо рассмотреть нововведение, выступающее альтернативой финансовому оздоровлению. Это предупреждение банкротства страховщика.

Когда руководство или основатели страховой компании выявляют ухудшение своих финансовых показателей, появление отрицательного баланса и т.д., невозможность выполнять свои финансовые обязательства, представители компании-должника сами могут принять меры, призванные предотвратить банкротство страховой организации. К таким мерам относятся:

  1. дополнительное финансовое вливание (от руководства или учредителей компании или третьих лиц);
  2. реструктуризация активов и пассивов компании;
  3. реорганизация структуры компании (слияние, поглощение и т.д.);
  4. иные меры, разрешенные законодательством РФ.

Руководство страховой компании обязано составить план действий по восстановлению платежеспособности компании и представить его в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР). Самовольное предупреждение банкротства является нарушением закона.

На время выполнения процедур по восстановлению платежеспособности страховщика ФСФР может назначать временную администрацию.

Когда речь идет непосредственно об этапе финансового оздоровления, никого извещать не надо, меры принимаются те же, только проводит процесс уже финансовый управляющий, назначаемый судебной инстанцией.

Требования законодательства

Решение о введении временной администрации принимается в обязательном порядке в случаях отзыва, приостановления или ограничения действия лицензии. Основаниями к этому являются:

  1. Ведение страховой компанией деятельности, запрещенной нормативными актами РФ, а также нарушающей условия, установленные для выдачи разрешения.
  2. Несоблюдение организацией положений законодательства, регламентирующего страховую деятельность, в части создания и размещения средств фондов, резервных и собственных средств, гарантирующих осуществление компенсационных выплат.
  3. Несоблюдение компанией требований, предъявленных к обеспечению соотношения собственных средств фирмы и принятых ею обязательств, а также других предписаний, связанных с сохранением платежеспособности и финансовой устойчивости.
  4. Недостаточность средств для своевременного погашения обязательств перед кредиторами и бюджетом.

Страховая компания вправе оспорить принятое надзорным органом решение в арбитраже или судебной инстанции общей юрисдикции. При этом процесс обжалования не приостанавливает работу временной администрации.

Конкурсное производство – особенности проведения

Особенности инициации процесса

Стадия внешнего управления вводится крайне редко в процессе банкротства страховых компаний, поскольку судебная практика показывает непрактичность данного этапа. Его наличие только затягивает процедуру банкротства.

Если восстановление платежеспособности страховщика невозможно на стадии финансового оздоровления, процесс переходит в этап конкурсного производства.

Как только суд ввел в отношении организации процедуру конкурсного производства, назначается конкурсный управляющий для ведения дела. На протяжении трех дней с момента вынесения решения ему должны предоставить всю документацию, печати и штампы компании, а также материальные и иные ценности, находящиеся на резерве фирмы.

Сам управляющий должен в 10-дневный период с момента своего назначения известить ФСФР о том, что дело перешло в этап конкурсного производства.

Особенности банкротства страховых организаций на этом этапе заключаются в том, что конкурсный управляющий проводит опись имущества, находящегося во владении компанией, выставляет его на торги, комплексно или по отдельности. Продажа осуществляется по оценочной стоимости. Вырученные средства направляются на удовлетворение требований кредиторов.

Признаки банкротства

Они установлены в ст. 183.16 ФЗ № 127. Процедура банкротства страховых организаций инициируется, если:

  1. Совокупная сумма требований, заявленных кредиторами по денежным обязательствам, по выплате выходных пособий либо оплате труда граждан, работавших (работающих) по трудовым договорам, или общая задолженность перед бюджетом составляет не меньше 100 тыс. р., и указанные требования не выполнены в двухнедельный срок с наступления дня их исполнения. Обязательства перед работниками при этом должны быть подтверждены судебными актами, вступившими в действие.
  2. Не исполнены постановления арбитража или инстанции общей юрисдикции, по которым выданы ИЛ (исполнительные листы) на принудительное исполнение решения третейского суда об обращении взыскания на денежные средства финансовой организации. Сумма требований кредиторов при этом значения не имеет.
  3. Стоимости имущества/активов компании недостаточно для погашения обязательств перед кредиторами и бюджетом.
  4. Деятельность временной администрации не привела к восстановлению платежеспособности.
Предлагаем ознакомиться:  Ознакомление с материалами дела о банкротстве

Очередность погашения задолженности перед кредиторами

Законодательством установлена определенная очередность выплат кредиторам, независимо от времени их внесения в общий реестр.

Первая очередь – это погашение задолженности перед теми, чьей жизни или здоровью был нанесен вред действиями компании. Таких кредиторов зачастую либо совсем нет, либо очень мало.

Вторая очередь – это сотрудники фирмы, перед которыми у компании осталась задолженность, согласно заключенным трудовым договорам.

Третья очередь – это непосредственно клиенты страховой компании, но и среди них выделяется очередность погашения задолженности:

  • Сначала возвращаются долги страхователям по договорам обязательного страхования.
  • Затем проводятся выплаты по договорам личного страхования.
  • Следующими в очереди стоят страхователи, заключившие договор страхования гражданской ответственности на случай причинения вреда жизни или здоровью.
  • Далее выплачиваются долги перед клиентами компании по договорам страхования гражданской ответственности по случаю причинения вреда имуществу.
  • В конце удовлетворяются требования всех остальных кредиторов, с которыми заключены договоры страхования.

Если клиенты узнали о том, что оформляется банкротство страховой организации, с которой у них заключен договор, необходимо подать заявление о включении себя в реестр кредиторов, причем желательно сделать это в первый месяц с момента начала процедуры, поскольку тогда у клиентов будет право голоса на собрании кредиторов.

Если на протяжении двух месяцев с момента извещения о начале процесса, кредитор не обратился с заявлением, его прошение не принимается (за исключением уважительных причин, по которым кредитор не имел возможности заявить о своих правах).

Его участниками выступают уполномоченные органы и конкурсные кредиторы, требования которых внесены в реестр на дату проведения заседания. Указанные субъекты обладают правом голоса.

В собрании без права голоса могут участвовать представители:

  • работников должника;
  • участников/учредителей;
  • саморегулируемой организации, в которой состоит арбитражный управляющий;
  • органа по надзору.

Эти лица могут выступать по вопросам, внесенным в повестку заседания. Как правило, адрес, где проводятся собрания кредиторов в Москве по решениям арбитража по делам о банкротстве страховых организаций — Большой Головин переулок, д. 3, корп. 2 (2 этаж).

Выгодоприобретатели и страхователи должны быть уведомлены временной администрацией, конкурсным управляющим или (если они не назначены) самой страховой компанией о предстоящей передаче портфеля. Извещение публикуется в порядке, предусмотренном ст. 28 Ф№ № 127, не позднее чем за месяц до процедуры.

В уведомлении должны присутствовать следующие сведения:

  1. Название компании, передающей страховой портфель, номер госрегистрации в статусе юрлица, ИНН, адрес.
  2. Основания для совершения данной операции.
  3. Сведения о приостановлении/ограничении полномочий исполнительных структур организации, передающей портфель.
  4. Название управляющей компании, идентифицирующие признаки (ИНН, номер госрегистрации), адрес.

Образец заявления о банкротстве страховой организации

Контрольный орган указывает в документе:

  1. Наименование суда, в который он подается.
  2. Название страховой организации, адрес, идентифицирующие сведения. К последним относят номер записи о госрегистрации в статусе юрлица, ИНН.
  3. Наименование контрольной структуры и ее адрес.
  4. Объем требований по денежным обязательствам, величину задолженности по отчислениям в бюджет, стоимость активов (имущества) или другую информацию, имеющую отношение к разбирательству дела.
  5. Ф. И. О. арбитражного управляющего, название и адрес саморегулируемой структуры, в которой он состоит, либо наименование организации, из состава членов которой он должен быть утвержден, ее адрес.
  6. Перечень приложений.

В заявлении временной администрации указываются практически аналогичные сведения, за исключением ряда пунктов:

  1. Вместо наименования контрольного органа указывается Ф. И. О. руководителя временной администрации, адрес, по которому ему будет направляться корреспонденция, реквизиты документа, подтверждающего утверждение лица в этой должности.
  2. Наименование саморегулируемой структуры и ее адрес указываются в случае, если руководителем администрации является арбитражный управляющий.
  3. Сведения о кандидатуре конкурсного управляющего, если им, в соответствии с ФЗ № 127, не является Агентство по страхованию вкладов.

Приложения к заявлению

Кроме документов, перечень которых закреплен АПК, к заявлению прилагаются:

  1. Учредительная документация страховой компании, св-во о госрегистрации в статусе юрлица.
  2. Бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату либо документы, заменяющие его.
  3. Решение контрольной структуры о направлении заявления в арбитраж, составленного временной администрацией, если ФЗ № 127 не установлено, что его должна принимать сама администрация.
  4. Отчет о стоимости всего имущества страховой компании, сформированный оценщиком (если такой документ есть).
  5. Заключение по финансовому состоянию страховой компании, если заявление подается согласно ст. 183.13 ФЗ № 127, либо отчет о работе временной администрации, если обращение в суд направляется в соответствии со ст. 183.14 этого же Закона.
  6. Прочие документы, предусмотренные ФЗ № 127.
Предлагаем ознакомиться:  Отказ от долга по алиментам образец

Рассмотрение дел

Разбирательство дел о банкротстве страховых организаций осуществляется в арбитражном суде. При этом применяются положения АПК и ФЗ № 127.

Заявление о признании страховой компании несостоятельной принимается судом при наличии хотя бы одного признака, приведенного выше. В случае банкротства страховой компании при оценке финансового состояния учитывается ее обязанность по осуществлению компенсационной выплаты, а также по отчислению части премии при досрочном прекращении договора страхования. Обязательство должно быть установлено федеральным законом, вступившим в действие судебным постановлением или страховым соглашением.

При возбуждении производства о банкротстве страховой организации по обращению временной администрации продолжительность разбирательства не должна превышать 4-х мес. с даты принятия заявления к рассмотрению. В этот срок включается время, отведенное на подготовку материалов и вынесение решения.

СК «Инвестиции и финансы»

Стадия финансового оздоровления

В июле 2016 г. по решению Центробанка были приостановлены полномочия исполнительных структур фирмы. В октябре того же года появились сведения об отзыве лицензии у страховой компании «Инвестиции и финансы». Банкротство предприятия было инициировано временной администрацией, назначенной ЦБ.

Решение об отзыве лицензии было обусловлено:

  1. Совершением компанией действий, противоречащих законодательству РФ.
  2. Наличием неисправленных в установленный срок отклонений от положений нормативных актов.
  3. Неисполнением предписаний Центробанка.

При появлении первых сведений о вероятности возбуждения производства в отношении компании клиентам и партнерам было рекомендовано как можно скорее письменно оформить свои требования и направить их в арбитражный суд.

СГ «Уралсиб»

Первое заявление со стороны физлиц о признании компании несостоятельной было направлено в суд в декабре 2016 г. 31 января 2017 года было подано первое обращение от юрлица.

Как показал опрос ряда участников рынка, задолженность предприятия перед партнерами достигает нескольких десятков миллионов рублей.

Анализ отчетности за 2015 г. показал, что организация работала два года подряд с отрицательным капиталом. Активы компании к концу указанного года были меньше суммы обязательств на 2,9 млрд руб. Кроме того, предприятием были нарушены нормативы Центробанка по марже платежеспособности, размещению собственных средств и страховых резервов.

11.08.2016 г. было ограничено действие лицензии СГ «Уралсиб» в связи с невыполнением предписаний ЦБ.

В конце января был подтвержден рейтинг надежности компании на уровне В .

По заключению экспертов, такой низкий показатель связан с неисполнением нормативных требований и отрицательным отклонением фактической величины маржи платежеспособности от установленной нормы.

Специалисты также отметили:

  • отрицательную рентабельность собственных средств и активов;
  • сокращение собственных фондов;
  • отрицательный результат страховых операций, рассмотренный 4 квартала подряд без нарастающего итога;
  • сокращение взносов;
  • низкую ликвидность (окупаемость) инвестиций и снижение их величины;
  • высокое соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей к активам и пр.

Стоит сказать, что слухи о банкротстве страховой компании»Уралсиб»ходили довольно долго. Эта фирма – часть активов банка «Уралсиб», в котором с осени 2015 г. проводилась процедура оздоровления с участием главы «Нефтегазиндустрии» В. Когана и Агентства по страхованию вкладов.

СК «Подмосковье»

С 24 мая 2017 г. в организации работает временная администрация. 20 июля в Арбитражном суде Москвы было зарегистрировано заявление о возбуждении дела о банкротстве. Страховая компания «Подмосковье»лишилась лицензий уже на следующий день – 21 июля она была отозвана ЦБ. Компании запрещено вести деятельность по добровольному личному и имущественному страхованию, а также по ОСАГО.

Соответствующее решение было принято регулятором в связи с неустранением фирмой в установленный ЦБ срок нарушений положений законодательства, регулирующего страховую деятельность, в связи с выявлением которых действие лицензий было приостановлено.

В частности, компанией не были соблюдены требования по платежеспособности и финансовой устойчивости в части создания страховых резервов, не выполнены условия и порядок инвестирования резервных и собственных средств.

По информации Центробанка, сумма сборов страховой компании за 2016 г. превысила 1,6 млрд руб., а выплаты составили 596,7 млн руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector