Срок подачи жалобы в еспч

II. КОММУНИЦИРОВАНИЕ ЖАЛОБЫВЛАСТЯМ ГОСУДАРСТВА-ОТВЕТЧИКАИ ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ПРОИЗВОДСТВО ПО НЕЙ

Жалобу может написать и подать лицо, которое считает, что государством нарушены его права, установленные Конвенцией и протоколами к ней. Госпошлина про подаче жалобы в ЕСПЧ не взимается.

При этом неважно, в каком именно процессе нарушены эти права: уголовном, гражданском или административном. Важен сам факт нарушения прав.

ЕСПЧ принимает жалобы, когда исчерпаны все внутренние правовые способы защиты. То есть прежде, чем идти в ЕСПЧ, нужно пройти все возможные внутренние суды, но здесь есть оговорки. Позвольте пояснить подробнее.

По уголовному делу в ЕСПЧ можно обратиться уже после апелляции. Здесь можно усмотреть противоречие: «как же так, только что сказали, что нужно пройти все ступени юридической защиты в России, и тут же пишем, что можно обращаться в ЕСПЧ уже после апелляции, ведь есть ещё кассация?».

Дело в том, что ЕСПЧ не считает кассационный этап в уголовном процессе эффективным средством защиты прав в России. Причина этого в том, что глава 47.1 Уголовно-процессуального кодекса «Производство в суде кассационной инстанции» не содержит сроков подачи кассационной жалобы.

Поэтому ЕСПЧ принимает жалобы на нарушение Конвенции по уголовным делам уже после апелляции.

Здесь в полной мере реализуется правило, что перед подачей жалобы в Страсбургский суд нужно пройти все внутренние судебные инстанции, то есть:

  • суд первой инстанции;
  • апелляцию;
  • кассацию;
  • вторую кассацию (то есть Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РФ).

Если отправлять в ЕСПЧ жалобы по гражданскому делу до решения Судебной коллеги во второй кассации, ЕСПЧ не будет рассматривать жалобу по существу.

Срок подачи жалобы прописан в ст.35 Конвенции «Условия приемлемости». Жалобу можно подать в течение 6-ти месяцев с момента вынесения национальным судом окончательного решения по делу

В идеале нужно готовиться к подаче жалобы в ЕСПЧ уже с первой инстанции.

Суть в том, что заявитель жалуется на действия государства, нарушившие его права. Важно зафиксировать действия государства, которыми нарушены права. Как это можно сделать?

После решения суда первой инстанции подаётся апелляция. Важно отразить в апелляционной жалобе те нарушения, которые допустил суд первой инстанции. Это даёт апелляционному суду возможность исправить эти нарушения. Если апелляция не исправит нарушения, для ЕСПЧ это будет аргументом в пользу заявителя.

Срок подачи жалобы в еспч

Далее вы можете видеть формуляр жалобы в ЕСПЧ. Формуляр — это единственно возможный вариант подачи жалобы (хотя есть ещё вариант отправки жалобы по факсу, но о нём сейчас не будем). Именно в формуляре следует указать всю информацию, которую заявитель считает необходимым довести до сведения Европейского суда.

Европейский суд рассматривает индивидуальные жалобы по всей категории дел, рассматриваемых в национальных судах. Важно не то какие споры рассматривает ЕСПЧ и какие категории дел, а факт того допускались ли в ходе этого рассмотрения этих дел нарушения норм Конвенции или нет. Также имееет принципиальное значение 6 месячный срок обращения, т.к. такой критерий приемлемости выступает своеобразным заградительным барьером для жалоб.

Рассматривать жалобы могут:

  • единоличный судья;
  • Комитет, состоящий из трёх судей;
  • Палата, состоящая из семи судей;
  • Большая Плата.

Обычно Большая Палата не рассматривает жалобы, но Палата из семи судей может передать жалобу Большой Палате, если жалоба затрагивает серьёзный вопрос, для решения которого нужно толковать Конвенцию или Протоколы к ней. Или если решение по жалобе может войти в противоречие с ранее вынесенными решениями ЕСПЧ.

Итак, в подавляющем большинстве случаев жалобы рассматриваются: одним судьей, Комитетом или Палатой.

Итак, жалоба попала к единоличному судье, в Комитет или Палату.

Единоличный судья не может вынести постановление. Всё, что он может – это признать жалобу неприемлемой и прекратить производство по делу или передать дело в Комитет.

Срок подачи жалобы в еспч

Жалоба попадает в Комитет из 3-х судей, если ранее ЕСПЧ рассматривал много подобных дел, то есть если жалоба затрагивает повторяющийся вопрос.

Комитет может:

  • признать жалобу неприемлемой по собственной инициативе, и в таком случае производство по жалобе прекращается;
  • вынести постановление, то есть разрешить жалобу по существу (признать нарушение Конвенции или установить, что Конвенция не была нарушена).

Если жалоба не относится к повторяющимся делам, то её рассматривает Палата из 7-ми судей. Палата может:

  • признать жалобу неприемлемой;
  • разрешить жалобу по существу.

Перед тем, как рассматривать жалобу, Комитет и Палата связываются с правительством государства-ответчика, чтобы оно могло заявить письменные замечания по существу дела. Также перед рассмотрением дела по существу Комитет или Палата предложат заявителю и стране-ответчику заключить мировое соглашение.

Палата может передать жалобу Большой Палате. Мы упоминали это ранее.

Предлагаем ознакомиться:  Процедура оформления залога долей в уставном капитале

Срок подачи жалобы в еспч

После того, как Комитет или Палата выносят постановление, его копии рассылаются Комитету министров Европейского союза (исполнительного органа ЕС), заявителю жалобы и стране-ответчику, генсеку ЕС и заинтересованным сторонам. Оригинал постановления остаётся в архиве Европейского суда.

После этого страна-ответчик обязана исполнить постановление Европейского суда. Подробнее об этом можно прочитать в статье «Исполнение решений ЕСПЧ (Европейского суда)».

Обращение в ЕСПЧ сопряжено со стрессом. Любому заявителю хочется узнать как можно больше о перспективах рассмотрения его жалобы и вообще о её судьбе. Поэтому часто возникает вопрос — как узнать номер жалобы в Страсбургском суде?

Подать жалобу в Европейский суд по правам человека можно в течение полугода с момента вынесения окончательного решения национального суда. Но тут не всё гладко.

В гражданском процессе изложенное выше правило действует: жаловаться в ЕСПЧ можно после того, как будет пройдена вторая кассация (четвёртая инстанция). А в уголовном процессе можно жаловаться уже после второй инстанции (апелляции). Почему так получается, мы писали в статье «Жалоба в ЕСПЧ по уголовному и гражданскому делу».

Порядок рассмотрения жалоб в ЕСПЧ предполагает, что первоначально жалоба попадает в Центральный почтовый отдел суда, далее — в юридический департамент, а оттуда — юристу, который присваивает жалобе номер и изучает её на предмет приемлемости.

Юрист направляет жалобу единоличному судье, в Комитет или Палату с рекомендациями рассмотреть жалобу или признать её неприемлемой.

Только Комитет или Палата разрешают жалобы по существу, то есть выносят постановление. В постановлении может быть указано, что нарушения Конвенции нет или что оно имело место.

Постановления направляются сторонам, Комитету министров Совета Европы и иным лицам.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Жалоба может находиться на данном этапе производства от нескольких недель до нескольких (трех — пяти, а иногда и более) лет. Другими словами, именно столько времени проходит с момента получения Европейским Судом по правам человека полной жалобы на формуляре до момента принятия по ней указанных в настоящем подразделе решений.

Если в соответствии с решением Секретариата Европейского Суда по правам человека жалоба передана на рассмотрение единоличному Судье Европейского Суда по правам человека, то он может принять по ней только одно из следующих решений:

  • объявить жалобу полностью неприемлемой, то есть не соответствующей критериям приемлемости, сформулированным в статьях 34-35 Конвенции, в том числе в связи с выводом об отсутствии признаков нарушений прав, гарантированных Конвенцией и Протоколами к ней, либо
  • исключить жалобу из списка подлежащих рассмотрению дел на одном из оснований, предусмотренных статьей 37 Конвенции, либо
  • передать жалобу на рассмотрение в Комитет из трех Судей Европейского Суда по правам человека или в Палату Европейского Суда по правам человека.

Решения (Decisions) единоличного Судьи Европейского Суда по правам человека о признании жалобы неприемлемой или об исключении ее из списка подлежащих рассмотрению дел являются окончательными, то есть не могут быть обжалованы и пересмотрены по инициативе заявителя (см. пункт 2 статьи 27 Конвенции). В частности, они не могут быть обжалованы в Большую Палату Европейского Суда по правам человека, о передаче дела в которую заявитель может обратиться только в случае вынесения по его делу Постановления (Judgment), а не Решения (Decision), причем на уровне Палаты (см. пункт 1 статьи 43 Конвенции). Поэтому Решения единоличных Судей вступают в силу в день принятия.

ДОПОЛНЕНИЕ ОТ 01 ИЮНЯ 2017 г.: ЕСПЧ сообщил, что теперь часть решений единоличных Судей будут иметь текст и мотивировку. Такие краткие решения заявителю либо его представителю будут высылаться вместе с уведомлением о признании жалобы неприемлемой. В интернет-базе ЕСПЧ такие решения не публикуются. Любые запросы копий таких решений могут быть сделаны только заявителем или его представителем в Секретариат ЕСПЧ в письменной форме.

В случае принятия единоличным Судьей Европейского Суда по правам человека Решения (Decision) по жалобе на данном этапе производства, заявитель или его представитель получает только и исключительно уведомление о принятом решении в виде письма из Секретариата Европейского Суда по правам человека. Это прямо предусмотрено пунктом 1 Правила 52А Регламента Европейского Суда по правам человека.

Такое письмо может быть подписано, в частности, юристом (юридическим референтом) Секретариата, Секретарем Секции или его заместителем, заместителем Начальника Секции. Никаким Судьей, в т.ч. принявшим решение, такие письма-уведомления никогда не подписываются. И Регламент ЕСПЧ не требует ставить в подобных уведомлениях подпись Судьи.

под Постановлением, протоколом устных слушаний, протоколом расследования, консультативным заключением и решением о том, что дача заключения не относится к компетенции Большой Палаты. См. Правила 70, 77, 90 и А8. И ЕСПЧ активнейшим образом использует факсимиле. Другими словами, в целый ряд писем, в частности, в уведомления о признании жалоб неприемлемыми на уровне единоличных Cудей, перед их распечаткой на принтере прямо на компьютере вставляются введенные до этого в компьютер изображения соответствующих подписей.

Это совершенно нормально. Более того, несколько лет назад ЕСПЧ отказался от цветных бланков, т.е. бланков, при печати которых использовался голубой (синий) цвет. В настоящее время бланк ЕСПЧ распечатывается на принтере на обычной бумаге вместе с текстом соответствующего документа, который в ряде случаев сразу включает в себя факсимильную подпись.

Кроме того, подпись в таком письме-уведомлении не обязательно принадлежит тому лицу, чьим именем оно подписано. Если перед самой подписью имеются буквы «PP» (сокращение от лат. «per procurationem», т.е. «по доверенности», «от имени»), которые у некоторых практически сливаются с самой подписью, то письмо подписано другим сотрудником Секретариата, действующим от имени того сотрудника, имя которого указано в письме.

Предлагаем ознакомиться:  Заявление в банк о незаконном списании денежных средств с социальной банковской карты

Как подать жалобу в Европейский суд?

Это связано с тем, что рассмотрение жалобы Европейским Судом по правам человека — потенциально многоэтапный процесс, где на каждом из описанных выше этапов в принципе может быть принято как окончательное, так и промежуточное решение (разновидностью такового мы также условно считаем отказ принимать по жалобе окончательное решение, свидетельствующий о переходе жалобы на следующий этап разбирательства).

Очевидно, что чем большее количество этапов проходит жалоба до принятия по ней окончательного решения, тем больше времени требуется на ее рассмотрение (относительно времени, которое потребовалось бы для рассмотрения этой же жалобы, если бы производство по ней было завершено на предшествующем этапе).

Никаких предельных сроков рассмотрения жалобы Конвенцией, Регламентом Европейского Суда по правам человека и иными документами, регулирующими его деятельность, не установлено.

Что касается времени, которое требуется на рассмотрение жалобы на каждом из потенциальных этапов производства по ней, то определить его заранее применительно к конкретной жалобе практически невозможно, т.к. оно зависит от значительного числа различных факторов. Во-первых, на него влияет приоритет жалобы, определяемый при ее поступлении (или в ходе дальнейшего производства) Секретариатом Европейского Суд по правам человека (см.

Правила определения очередности рассмотрения жалоб  Европейским Судом по правам человека). При этом следует обратить внимание, что если жалоба касается, например, предполагаемых нарушений статей 2, 3, 4 или пункта 1 статьи 5 Конвенции, то само по себе это совершенно не означает, что такая жалоба будет отнесена к высокоприоритетной III категории, т.к.

для этого жалоба — по меньшей мере в части претензии, касающихся предполагаемых нарушений названных статей Конвенции — должна быть признана в разумной степени обоснованной, иначе она будет отнесена к одной самых низкоприоритетных категорий — VI или VII. Имеет значение и то, когда именно жалоба была подана.

Так, одинаковые жалобы, поданные после середины 2009 года (когда было изменено Правило 41 Регламента Европейского Суда по правам человека, регулирующее очередность рассмотрения жалоб, в результате чего жалобы по общему правилу стали рассматривать не в порядке хронологии их поступления, а в зависимости от требуемой срочности разрешения поставленных в них вопросов), и до этого рассматриваются с разной скоростью.

Это вызвано тем, что почти ко всем жалобам, поданным после середины 2009 года, сразу применяются новые правила определения очередности (во всяком случае к середине 2011 года Секретариат отчитался о том, что может делать это в отношении трех четвертей всех жалоб против России, поступающих в Европейский Суд по правам человека), в то время как распределение по новым категориям старых жалоб осуществляется по мере возможности.

Во-вторых, на срок рассмотрения жалобы влияет сложность (как фактическая, так и юридическая) и количество вопросов, на которые необходимо ответить, чтобы принять соответствующее решение. Чем сложнее они и чем их больше, тем больше времени требуется для подготовки жалобы к рассмотрению и собственно принятия решения на любом из этапов производства.

В-третьих, несколько жалоб могут объединяться в одно производство. Это может привести, например, к тому, что одна жалоба, поданная на несколько лет позже другой жалобы, в которой затрагиваются схожие вопросы, будет коммуницирована вместе с последней. При этом с точки зрения приоритета и сложности эти жалобы могут быть вполне сравнимы.

В-четвертых, жалоба может ожидать принятия (и вступления в силу) пилотного Постановления Европейского Суда по правам человека по соответствующей категории дел (жалоб) или Постановления по «ведущему делу» («leading case»). Наконец, рассмотрение жалобы может затягиваться по причине заявления как властями государства-ответчика, так и заявителем или его представителем ходатайств о предоставлении дополнительного времени для подготовки тех или иных документов, например, меморандумов (письменных отзывов), и еще по огромному числу причин.

Если по какой-либо причине Вам интересен средний арифметический взвешенный срок рассмотрения жалоб против России (независимо от их категорий), рассмотрение которых завершено вынесением Постановления (именно Постановления, а не Решения) на уровне Палаты (именно Палаты, а не Комитета или Большой Палаты;

Предлагаем ознакомиться:  Подача заявления на развод в одностороннем порядке

единоличные Судьи Постановлений не выносят в принципе), то он составляет 4 года и 2 месяца (с точностью до года; по состоянию на 01 августа 2012 года; изменения процедур рассмотрения жалоб в период с 1998 (год ратификации Конвенции Российской Федерацией) по 2012 годы не учитываются; если одно Постановление касается нескольких жалоб и при этом более одной из них зарегистрировано в том же самом году, они считаются за одну жалобу, жалобы, поданные в разные годы, учитываются как разные жалобы).

Расчет произведен на основе следующих данных, полученных из интернет-базы данных ЕСПЧ (HUDOC). Количество жалоб, в отношении которых Постановление Палаты было оглашено через 1 год после регистрации жалобы — 45 (год здесь — это средняя величина, т.е. если жалоба, например, зарегистрирована в 2011 году (время регистрации определяется по последним двум цифрам номера жалобы;

впервые намерение обратиться в ЕСПЧ заявитель мог выразить за несколько месяцев до регистрации жалобы), а Постановление по ней оглашено в 2012 году, считается, что ее рассмотрение потребовало год, даже если жалоба была зарегистрирована в начале 2011 года, а Постановление вынесено, скажем, в середине 2012 года), через  2 года — 117, через 3 — 138, через 4 — 271, через 5 лет — 260, через 6 — 240, через 7 — 149, через 8 — 67, через 9 — 24, через 10 лет — 7.

Средний арифметический взвешенный срок рассмотрения жалоб против России, рассмотрение которых завершено вынесением Постановления на уровне Большой Палаты, вычисленный тем же образом и также с точностью до года, составляет порядка 8 лет.

Применительно к жалобам против России, которые, напомню, стало возможным подавать только 05 мая 1998 года, дольше всего рассматривалась, вероятно, жалоба «Котов против России» (N 54522/00), поданная в Комиссию по правам человека 15 июля 1998 года (согласно сведениям, приведенным в Постановлении Палаты по этому делу;

Средние арифметические взвешенные сроки рассмотрения жалоб против России, рассмотрение которых завершилось оглашением Постановления на уровне Комитета из трех Судей и вынесением Решения на каком бы то ни было уровне, мной не вычислялся.

Все Решения (Deсisions) и Постановления (Judgments), принятые Европейским Судом по правам человека в составе Палаты и Большой Палаты, публикуются в доступной через интернет базе решений Европейского Суда по правам человека. Постановления публикуются в день оглашения. Решения публикуются с задержкой в две — три недели.

Стороны — заявитель и государство-ответчик — в любое время могут прийти к мировому соглашению по делу. Порядок и последствия его заключения подробно описаны в Регламенте Европейского Суда по правам человека.

В соответствии с Правилами 39, 40 и 41 Регламента Европейского Суда по правам человека заявитель может ходатайствовать о принятии на время рассмотрения жалобы обеспечительных мер (например, запрете его выдачи другому государству, где он может быть подвергнут пыткам), о досрочном уведомлении государства-ответчика о поданной против него жалобе и о приоритетном рассмотрении жалобы соответственно (хотя прямо право заявления последнего ходатайства Регламентом не предусмотрено).

Читать @europeancourt

Это установлено ст. 34 Конвенции «Индивидуальные жалобы». Жалобу могут подавать:

  • физические лица;
  • неправительственная организация;
  • группа частных лиц.

При этом заявителю-физическому лицу необязательно быть гражданином того государства, против которого он подаёт жалобу.

Подать жалобу может только само лицо, право которого нарушено или его представитель. Подать жалобу на «абстрактное» нарушение права невозможно. Заявитель должен быть пострадавшим.

Жалоба попала в суд. Каково дальнейшее движение жалобы в ЕСПЧ?

Жалобы поступают в Центральный почтовый отдел Суда. Там жалобы сортируют и отправляют их в юридическое подразделение, которое занимается жалобами из соответствующей страны. Жалоба из России попадёт в юридическое подразделение, занимающееся Россией.

Далее жалобе присваивается номер, и её изучает юрист. Он оценивает жалобу по критериям приемлемости и готовит соответствующий доклад для единоличного судьи, Комитета или Палаты. Если юрист укажет, что жалоба не соответствует критериям приемлемости, то жалоба отправится к единоличному судье и это с высокой долей вероятности означает, что жалоба будет признана неприемлемой и отклонена. Таким образом именно юрист Секретариата определяет путь жалобы: единоличному судье, Комитету или в Палату.

При этом только Комитет и Палата имеют право вынести постановление — то, что так нужно заявителю.

Как узнать номер жалобы в ЕСПЧ

После юридического подразделения жалоба попадает к юристу ЕСПЧ, который изучает её. Он же присваивает ей номер. ЕСПЧ сообщает подателю жалобы или его предстателю этот номер в ответном письме. После того, как заявитель узнаёт номер, можно отследить судьбу жалобы на специальной странице сайта ЕСПЧ, введя номер в поле «PleaseenterApplicationnumber» и нажав кнопку «Submit».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector