Она представляла собой налог не на землю

Расчет суммы налога на землю

Земельным сбором является один из целевых фискальных платежей, устанавливаемый местными властями за пользование участками.

Земельным сбором является один из целевых фискальных платежей, устанавливаемый местными властями за пользование участками

Плательщиками такого взыскания являются юридические и физические лица, которым данный ресурс предоставлен в собственность, пользование или владение на законном основании. Земельный налог вводится в действие и отменяется по правилам, установленным НК РФ и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах.

Налог на землю платят как юридические, так и физические лица, обладающие земельными участками. Процент обложения устанавливается специализированными органами и не должен превышать 0.3% от кадастровой стоимости, если речь идет об участке сельскохозяйственного назначения, для жилищного фонда и для личного подсобного хозяйства, и 1.

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты. Обязанность граждан-физлиц – оплата сбора по полученному уведомлению. Организации же обязаны самостоятельно подсчитывать его и подавать отчетность – декларацию.

Земельный налог начал действовать с 2004 года после вступления в силу закона №141-ФЗ. С тех пор обычные граждане, ИП и организации отчисляют определенную сумму сбора в местные бюджеты

Плательщики земельного налога в 2015 году могут рассчитывать на льготы при соблюдении определенных условий. Это будет полное освобождение, вычет из базы по налогу или уменьшенный размер сбора. Плательщиками земельного налога в РФ признаются (388-я статья Налогового кодекса): юрлица;управляющая компания в отношении земель, которые входят в состав ПИФ; физлица, в частности, индивидуальные предприниматели.

Платят налог и иностранные юрлица и граждане, если их земля находится на территории РФ. Организационно-правовой статус организаций в таком случае не имеет значения. Всех «земельных» налогоплательщиков НК делит на такие категории: собственники участков; землепользователи – бессрочное использование; землевладельцы – пожизненное владение.

Правом бессрочного использования обладают только некоторые организации – плательщики земельного налога: казенные; госучреждения; учреждения муниципалитета; самоуправление местного уровня; органы госвласти.

Правом пожизненного владения обладают исключительно физические лица – плательщики земельного налога, а право собственности может быть и у юрлица, и у гражданина. Любое право использования земельного участка должно подтверждаться документом: свидетельством о праве собственности, которые выдаются с начала 1998 года; другими правоустанавливающими документами, выданными ранее.

Притом отсутствие такого документа не устраняет обязанность по уплате налога. Ведь получение свидетельства не является обязательной процедурой. Правоустанавливающий документ – договор купли-продажи, дарения, мены – сам по себе служит достаточным основанием для начисления сбора на участок земли в собственности.

Уплата сбора производится по завершении года. Кроме того, ежеквартально плательщики производят авансовые взносы – ¼ часть общей суммы. Юрлица и по авансовым, и по итоговым взносам сдают декларацию в ФНС. Она служит подтверждением размера базы (кадастровой стоимости надела), суммы и наличия льгот у плательщика. Те организации, кто является плательщиками земельного налога, подачу декларации производят до перечисления платежа.

Глава 31 НК РФ предусматривает следующие виды льгот: в виде не облагаемой налогом суммы; в виде не облагаемой площади земельного участка; в виде освобождения от платежей; в виде уменьшения суммы налога. Льготы на федеральном уровне перечислены в ст. 395 и п. 5 ст. 391 НК РФ.

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса

Кроме того, льготы могут предоставлять муниципальные образования (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщик, имеющий на них права, должен представить подтверждающие документы в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка.

При этом, по уплате земельного налога установлен ряд льгот. Так, от его уплаты освобождаются:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • граждане, воспитывающие трех и более детей до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны;
  • пострадавшие от последствий аварии на ЧАЭС.

Если у физического лица больше одного земельного участка, он должен подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

Все эти льготы действуют не более чем на один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Местные власти самостоятельно устанавливают объем льгот и категории лиц, которые имеют право ими воспользоваться. На местах дополнительно определены скидки для: многодетных семей; пенсионеров; инвалидов третьей группы и других. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Перечень категорий лиц, освобождаемых от уплаты налога на землю, установлен ст. 395 Налогового кодекса. Данной нормой предусмотрено, что от налогообложения могут быть полностью освобождены только физические лица, являющиеся представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в отношении земельных участков, которые используются для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. В Налоговом кодексе также установлены категории лиц, которым налог уменьшается на величину кадастровой стоимости 6 соток принадлежащего им участка.

К ним относятся:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы;
  • инвалиды I и II групп;
  • инвалиды с детства;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной Войны, ветераны и инвалиды боевых действий;
  • лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы и других аварий, установленных законом;
  • лица, непосредственно участвовавшие в испытаниях ядерного оружия, ликвидации ядерных аварий;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, а также ставшие инвалидами в результате ядерных испытаний, учений.

Многие организации и ИП (физические лица) используют калькулятор расчета земельного налога на 2015 год. Он есть на официальном сайте ФНС и многих других ресурсах. Достаточно знать кадастровую стоимость объекта, чтобы подсчитать сумму, подлежащую перечислению в бюджет. Базой по налогу выступает участок земли.

Формирование базы данных о таких землях осуществляется Государственным земельным кадастром. Он, в свою очередь, обязан представлять данные об участках в ФНС до 1 февраля года начисления. Плательщики налога не позднее 1 марта должны быть уведомлены о суммах налога посредством уведомлений. Расчет налога на земельный участок для физлиц производится налоговой службой.

Земельный участок под жилищное строительство — не освоен!

Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.

Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

Предлагаем ознакомиться:  НДФЛ при уступке права требования

Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен.

До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

  •  на праве собственности;
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, по сведениям государственного кадастра недвижимости. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ по состоянию на 1 января года

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков размещаются на официальном сайте Росреестра в сети Интернет.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности — в равных долях.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении.

Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки. Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника. Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Процент земельного налога

Многие пенсионеры имеют в собственности земельные участки, поэтому для них очень важно, как определяется налог на землю для пенсионеров, и нужно ли его вообще платить. Тем более что размер пенсии в России не очень велик. Земельный налог является разновидностью местных налогов и поступает в местный бюджет.

Он устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных органов и обязателен к уплате на территории конкретного муниципального образования. В соответствии с Налоговым кодексом, плательщиками налога на землю являются физические лица и организации, обладающие земельным участком, принадлежащим им на праве собственности, бессрочного пользования или наследуемого владения. Лица, обладающие на землю правом безвозмездного срочного пользования или правом аренды, налог платить не обязаны.

С 2018 года к вышеуказанным категориям примкнули также пенсионеры. Это значит, что на вопрос о том, должен ли пенсионер платить земельный налог, с 1 января 2018 года ответ отрицательный, если площадь участка меньше или равна 6 соткам. При владении участком большего размера налог уплатить придется, но частично — исходя из стоимости площади, превышающей установленный «шестисоточный» лимит. Эти правила предусмотрены нормами федерального законодательства.

Кроме того, Налоговым кодексом предусмотрено, что при установлении земельного налога органами местного самоуправления могут быть установлены собственные налоговые льготы, например, полное освобождение от обязанности уплаты земельного налога. Из этого следует, что каждое муниципальное образование самостоятельно определяет, будет ли на его территории действовать освобождение в отношении пенсионеров или нет, а также определяет порядок его применения.

Помимо указанной льготы, законодательством нашей страны предоставлены еще некоторые послабления для данной категории граждан. Например, пенсионеры не платят имущественный налог, причем это установлено на федеральном уровне и действует на всей территории России.

Для того чтобы узнать, платят ли пенсионеры земельный налог в конкретном муниципальном образовании, необходимо обратиться в администрацию соответствующего района либо в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Следует помнить, что даже если освобождение предусмотрено нормативными актами муниципального органа, оно не будет применено без соответствующего заявления лица, обладающего таким правом. Кроме заявления в налоговую необходимо будет представить пакет документов, подтверждающих льготный статус налогоплательщика.

Земельный налог

Для налогоплательщиков-физических лиц порядок уплаты НДФЛ предусматривает возможность самостоятельного произведения расчетов.

Для налогоплательщиков-физических лиц порядок уплаты НДФЛ предусматривает возможность самостоятельного произведения расчетов

Чтобы определить, какой сбор взимается с продажи земли, следует учитывать  размер налоговой базы — величины, исключающей сумму имущественных налоговых вычетов, льгот и затрат на покупку участка.

Перед оформлением формы 3-НДФЛ следует определить, за какой налоговый период происходит оплата налоговых сумм. Следует иметь в виду, что оплата в текущем году покрывает сумму обязательных платежей за предыдущий календарный год. Итоговый взимаемый налог будет равен 13% от размера выверенной суммы налоговой базы.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:

  • 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!

При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.

  • 0,3%– данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5%– данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки.

Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Земельный налог можно рассчитывать от нормативной цены земли

Ранее (до вступления в силу Земельного кодекса) юридические лица могли участвовать в земельных отношениях только на правах пользователей или арендаторов земельных участков. Получив землю в постоянное (бессрочное) пользование (до 30.10.2001), они сохраняют это право на основании п. 3 ст. 20 ЗК РФ (ограничений срока указанного права — обратите внимание — Земельным кодексом не установлено).

В то же время согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ), обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, обязаны переоформить данное право на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 1 января 2010 г.

Несоответствие данной нормы Закона положениям п. 3 ст. 20 ЗК РФ и послужило причиной обращения Законодательного Собрания Нижегородской области в КС РФ с соответствующим запросом. Определением от 25.12.2003 N 512-О КС РФ отказал в принятии его к рассмотрению и разъяснил, что абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ указывает лишь на возможность для юридического лица по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора (после соответствующего переоформления)…

Предлагаем ознакомиться:  Взыскание неустойки и убытков одновременно

Освобождается от земельного налога

Кроме того, КС РФ отметил: положение абз. 1 п. 2 ст. 3 Федерального закона N 137-ФЗ, предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества.

В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Примечание. С 1 января 2011 г. вступает в силу ст. 7.34 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за нарушение сроков переоформления права бессрочного пользования земельным участком.

Следовательно, право пользования земельным участком без оформления (переоформления) правоустанавливающих документов до истечения установленного срока соответствует требованиям закона. На это указано, например, в Постановлении ФАС МО от 31.08.2009 N КГ-А41/8521-09: учитывая, что наличие права постоянного бессрочного пользования земельным участком (п. 3 ст.

20 ЗК РФ) предоставляет организации возможность по своему желанию приобрести земельный участок в собственность или использовать его на правах арендатора после соответствующего переоформления в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ, что соответствует конституционно-правовому смыслу названной нормы, указанному в Определении КС РФ от 25.12.

Таким образом, организации, получившие право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками до введения в действие ЗК РФ и не переоформившие его, признаются плательщиками земельного налога. Аналогичной позиции придерживается и финансовое ведомство (см., например, Письмо от 16.09.2005 N 03-06-02-02/82).

К сведению: согласно п. 4 ст. 20 ЗК РФ граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

На данную категорию налогоплательщиков указал и Пленум ВАС РФ (см. п. 3 Постановления N 54), отметив: при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в п. 1 ст. 20 ЗК РФ среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании п. 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие ЗК РФ.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (Письмо Минфина России 22.07.2009 N 03-05-05-02/40).

К сведению: в Письме финансисты, ссылаясь на арбитражную практику, отметили, что для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта (решения) собственником этих земель (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием).

Вторая ситуация — земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован после введения в действие ЖК РФ. В этом случае земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, изначально находится в общей долевой собственности собственников помещений.

И в первом, и во втором случае плательщиками будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома (см. также Письма Минфина России от 02.09.2009 N 03-05-06-02/87, от 17.08.2009 N 03-05-06-02/80 и др.). Отметим, кстати, если организация использует нежилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, по договору аренды, она не признается плательщиком земельного налога в отношении соответствующего земельного участка (Письмо Минфина России от 10.08.2009 N 03-05-05-02/47).

Внимание! Если правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, оформлены на ТСЖ, то до переоформления права на земельный участок плательщиком земельного налога признается товарищество как самостоятельное юридическое лицо (Письмо Минфина России от 16.11.

2006 N 03-06-02-05/57). С момента перехода права пользования на земельный участок в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в установленном порядке (прекращение права у ТСЖ и возникновение права собственности у собственников) плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка будут признаваться собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.

Но факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений. На это, в частности, указал и Пленум ВАС РФ (п. 5 Постановления N 54).

Кстати, в соответствии с п. 4 ст. 397 НК РФ плательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Понятно, что это касается и физических лиц — членов товарищества собственников жилья (Письмо Минфина России от 25.08.2009 N 03-05-05-02/52).

Ранее (еще в 2006 г.) Минфин (не без удовольствия) констатировал, что до определения и доведения до сведения организации кадастровой стоимости указанных земельных участков обязанность по уплате земельного налога в отношении вышеуказанных земельных участков у организации не возникает. Однако такие организации-землевладельцы все равно обязаны представлять в налоговые органы нулевые декларации (расчеты) по земельному налогу (см., например, Письма Минфина России от 29.03.2006 N 03-06-02-04/43, от 15.06.2006 N 03-06-02-04/86).

И вдруг фискальным органам помогли высшие арбитры, сославшись на прямо закрепленную в Федеральном законе N 137-ФЗ норму (п. 13 ст. 3) о том, что при отсутствии кадастровой стоимости земли для целей налогообложения должна применяться нормативная цена (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.12.2008 N 6113/08, Определение ВС РФ от 21.01.2009 N 20-Г08-12).

Такой подход ВАС РФ закрепил и в Постановлении N 54 (абз. 2 п. 7).

Кроме отрицательной стороны (теперь по таким участкам налоговики вправе доначислить земельный налог с пенями, но ссылка на прежние разъяснения Минфина поможет не уплачивать штраф), есть в этой норме и положительный момент. В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, нужно использовать нормативную стоимость, а она, как правило, существенно ниже и рыночной, и кадастровой стоимости соседних участков.

Отметим еще одну интересную, на наш взгляд, ситуацию, которая не нашла своего отражения в рассматриваемом Постановлении. Речь идет о передаче земельного участка в аренду. Например, организация имеет на праве собственности земельный участок категории поселений и принимает решение о передаче его в аренду застройщику для строительства многофункционального жилого комплекса. Имеет ли право организация рассчитывать на более низкую (в пределах 0,3%) налоговую ставку?

Да, имеет, ведь гл. 31 НК РФ не предусмотрено изменение ставок земельного налога в связи с передачей земельного участка в аренду. Подтверждено это и Минфином: в Письме от 06.05.2008 N 03-05-05-02/31 отмечено, что в отношении земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, вне зависимости от передачи земельного участка в аренду должна применяться ставка земельного налога, не превышающая 0,3% кадастровой стоимости.

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

  • основание возникновения первоначального вещного права в отношении участка;
  • период времени, в течение которого надел находился в собственности продавца;
  • на какие льготы может рассчитывать продавец;
  • кадастровая стоимость земли (данный параметр позволяет отслеживать сделки, направленные на умышленное занижение цены договора);
  • размер расходов, произведенных на покупку участка;
  • сумма имущественного налогового вычета.

Обязанность по уплате земельного налога у покупателя земельного участка возникает с момента государственной регистрации права собственности на данное имущество

Кто платит налог на землю под многоквартирным домом?

Льготы относятся к категории мер поддержки государством определенных категорий населения. На федеральном уровне они рассмотрены в статьях 391 и 395 НК РФ.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предоставляется юридическим лицам в случаях:

  • владения ими участками определенного типа: для благотворительных целей, для религиозных целей;
  • земли находятся в границах инновационного центра «Сколково»;
  • если участок расположен в свободной экономической зоне.
Предлагаем ознакомиться:  Набрать кредитов и объявить себя банкротом

К категории физических лиц, которые могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога, относятся:

  • инвалиды и ветераны ВОВ;
  • герои России или СССР;
  • участники ликвидации аварии на ЧАЭС и др.

Очень часто льготы устанавливают местные органы власти. В этом случае механизм предоставления льгот осуществляется путем расширения уже существующих на общефедеральном уровне или же изобретаются новые формы подобных мер, которые не противоречат действующему законодательству.

На практике это может быть предоставление скидки, иногда даже до 50%. Снижение ставки налога по сравнению с общими условиями. Иногда полное освобождение от уплаты налога конкретным лицам, как правило, это представители многодетных семей, пенсионеры (см. платят ли пенсионеры земельный налог).

К ним относятся:

  • Кст – кадастровая стоимость того участка, на который насчитывается налог;
  • Ст – ставка налога;
  • Д – доля в праве владения участком (один владелец – значение 1);
  • Кв — коэффициент, который используется в подсчете, если владение участком происходило в течение неполного отчетного периода.

При покупке здания, находящегося на арендованном земельном участке, покупатель фактически становится арендатором участка. Причем происходит это с момента регистрации права собственности на недвижимость и вне зависимости от того, был ли заключен в установленном порядке договор аренды между новым владельцем здания и собственником земли.

Следовательно, покупатель должен вносить плату за участок земли, на котором находится приобретенное здание. Об этом Минфин России сообщал в письме от 12.09.05 №03-06-02-04/70. Обосновывая свою позицию, специалисты финансового ведомства сослались на постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.05 №11.

Если участок поделен между несколькими владельцами, то в правоустанавливающем документе может отсутствовать информация, необходимая для расчета налога, а именно доля, приходящаяся на собственника. В этом случае данный показатель определяется путем деления площади земельной доли, указанной в документе, на общую площадь земельного участка (письмо Минфина России от 01.09.05 №03-06-02-02/74).

Новинки, вступившие в силу с 2015 года

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты.

Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты. Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше.

Порядок и сроки оплаты

Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов. Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.

Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.

В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.

В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Кроме этого, соответствующими органами работодателю должника может быть послано уведомление о погашении долга за счет зарплаты или иных налогов. В некоторых случаях могут быть применены и дополнительные санкции, например, в виде ограничения выезда за рубеж до полного погашения задолженности.

При подозрении на задолженность

Развеять или подтвердить свои сомнения по поводу задолженности можно несколькими путями:

  • отправиться в территориальный налоговый орган по месту проживания;
  • воспользоваться специальным личным кабинетом на официальном веб-ресурсе соответствующей службы;
  • воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг;
  • если дело должника находится в исполнительном производстве, воспользоваться официальным сайтом судебных приставов.

Если нет уведомления

Отсутствие уведомления не означает, что земельный налог платить не нужно. С 2015 года действует закон, согласно которому налогоплательщики должны самостоятельно сообщать в соответствующие органы об имеющейся у них недвижимости. Это можно сделать и с помощью онлайн-сервиса.

За скрытие такой информации предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту (объектам), которые гражданин скрыл от фискальных органов.

Уведомление может не дойти до налогоплательщика и по иным причинам, например, если указан неверный адрес проживания. Расчет в этом случае будет произведен за 3 года. Иногда почтовая служба также дает сбой в работе. В этих случаях налогоплательщику надлежит обратиться в почтовое отделение, которое обслуживает его адрес и поинтересоваться о письме.

Возможно ли уменьшение суммы земельного налога

Снижение размера обязательных отчислений в казну возможно только в случае уменьшения кадастровой стоимости земли. Сделать это может не только фактический владелец, но и арендатор.

С этой целью необходимо обратиться в арбитражный суд и предоставить пакет необходимых документов. В этот обязательный пакет входит заявление, а также заключения и отчеты о стоимости самого объекта (земли), а также иных объектов недвижимости на ней (если таковые имеются).

Иной способ – это обращение в специальную комиссию, которая рассматривает споры по поводу кадастровой стоимости земельных участков. При этом нужно помнить, что обращаться надлежит в течение 6 месяцев после определения этой стоимости.

Плановая кадастровая оценка/переоценка земель проводится раз в 5 лет.

Неуплата налога

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется. Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами. Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав. Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется.

Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector