Порядок увольнения с государственной гражданской службы

Как регулирует увольнение госслужащих ТК РФ

Если гражданского служащего уволили из-за трансформации или полной ликвидации государственного органа либо по сокращению штата, то ему полагаются компенсации. Их размер равен жалованию за 4 месяца.

Трудовой кодекс РФ регламентирует общие основания и особенности осуществления трудовой деятельности на территории России всеми гражданами, которые работают на основании трудового договора. Регламентация трудовой дисциплины и деятельности госслужащих осуществляется в соответствии с нормами федерального законодательства, а именно ФЗ №79-ФЗ.

В данном нормативном акте закрепляются следующие положения:

  • особенности и основания для расторжения контракта между работодателем и работником в зависимости от конкретных ситуаций;
  • нюансы прекращения трудовых правоотношений между работником и работодателем по взаимному соглашению;
  • процесс и особенности разрыва срочного контракта;
  • порядок и нюансы расторжения договора по желанию служащего;
  • особенности увольнения по решению работодателя;
  • расторжение соглашения о работе при возникновении обстоятельств, которые не зависят от поведения и воли сторон;
  • увольнение ввиду утраты доверия и прочее.

Что касается общих положений регламентации трудовой деятельности госслужащих, то она происходит в рамках ТК РФ и отражена в ст. 80, 81 и 140. В соответствии с данными положениями ТК РФ, госслужащий обязан заявить о своем намерении покинуть занимаемую должность за две недели до даты фактического увольнения, а также в последний трудовой день получить необходимые выплаты, компенсации и трудовую книжку с памяткой.

Заявление об увольнении с государственной гражданской службы составляется в рамках установленных трудовым законодательством норм. Каких-либо изменений, касающихся именно госслужащих, не имеется, все определяется, заполняется и предоставляется по общему правилу.

Заявление должно содержать:

  • данные учреждения и информацию о руководителе, которому направляется заявление;
  • персональные данные заявителя;
  • прошение об увольнении;
  • дату и подпись.

Размер денежных отчислений для государственных служащих формируется из нескольких источников, которые определены ТК РФ и ФЗ №79.

Порядок увольнения с государственной гражданской службы

Согласно данным нормативным актам, госслужащий при увольнении может рассчитывать на получение следующих выплат:

  1. Заработной платы за отработанное время до увольнения, включая абсолютно все надбавки и дополнительные платежи за выслугу лет, премиальные и другие денежные средства, выплачиваемые госслужащим.
  2. Отпускные перечисления, которые формируются из отношения длительности отпуска к отработанному времени за текущий период.
  3. При ликвидации предприятия, работнику выплатят среднемесячный заработок в четырехкратном размере.
  4. При ликвидации ранее оговоренного срока, работнику положено выходное пособие.

Полным расчетом выплат занимается бухгалтерия организации, которая предоставляет полные расчетные схемы и расчетные листы работникам для их удостоверения в правильности расчетов.

После увольнения с госслужбы работник обязан сообщать о своем предыдущем месте работы на протяжении последующих двух лет при трудоустройстве на новое место трудовой деятельности. При этом такая же обязанность возлагается и на нового работодателя, он обязан сообщить в госучреждение о трудоустройстве сотрудника в течение десяти дней.

Помимо этого, работник в установленное Памяткой время должен соблюдать нормы поведения и правила осуществления трудовой деятельности, а также срок действия государственной тайны.

Увольнение госслужащего – процесс, который с одной стороны уникален и подчиняется специально установленному законодательству, с другой – стандартно определенный трудовым правом способ осуществления трудовой деятельности. В каждом конкретном случае увольнения необходимо изучать соответствующие нормы права.

Оформляем расторжение контракта

Порядок увольнения с государственной гражданской службы

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения – сокращение численности или штата (

) и ликвидация организации (

одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Порядок увольнения с государственной гражданской службы

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22).

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1. Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ. Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П, ст. 261 ТК РФ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Аналогично ст. 180 ТК РФ, если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Предлагаем ознакомиться:  Договор с волонтером образец

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы (как и назначение на должность) оформляются правовым актом государственного органа (ст. 26, 33 ТК РФ). Что это за акт и по какой форме он должен быть составлен? Согласно Письму Минздравсоцразвития РФ от 02.04.

2008 N 835-17, поскольку Законом о госслужбе не урегулирован вопрос о формах первичных учетных документах, то в силу правил ст. 73 данного закона для оформления отношений при поступлении, прохождении и прекращении государственной гражданской службы РФ применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 (далее — Постановление).

Согласно п. 2 Постановления унифицированные формы первичной учетной документации распространяются на организации, осуществляющие деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности. Использование унифицированных форм в государственных органах обязательно, но имеет особенности, касающиеся специфики этих учреждений.

Пунктом 1.1 Постановления в том числе утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету кадров: Т-1 «Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу», Т-8 «Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)».

Согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденному Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 N 20, в унифицированные формы первичной учетной документации организация может вносить дополнительные реквизиты. При этом все реквизиты утвержденных Госкомстатом унифицированных форм остаются без изменения (включая код, номер формы, наименование документа).

Увольнение по собственному желанию

В случае с расторжением контракта по желанию служащего, учитываются положения и ТК РФ, и ФЗ №79-ФЗ. В данных нормативных актах отражается обязанность работника в подаче заявления об увольнении сотрудника не менее, чем за две недели до предполагаемой даты ухода с места службы. Документ подается в отдел кадров, который осуществляет дальнейший расчет необходимой суммы отпускных, заработной платы и других компенсационных и иных выплат, которые положены работнику.

В последний рабочий день госслужащему выдают:

  • полный расчет за отработанное время в текущем месяцев;
  • компенсацию за неиспользованный отдых, включая очередной и дополнительный оплачиваемый отпуска;
  • трудовую книжку с внесенными отметками и данным об осуществлении государственной службы;
  • памятку о поведении и действиях госслужащего, в которой указываются различные особенности поведения, дальнейшей трудовой деятельности, обязательства и т.д.

Если у человека возникло желанию покинуть госслужбу по собственному желанию, то ему нужно написать заявление и подать его в кадровый отдел. Это обязательство существует, чтобы работодатель был уведомлен о желании государственного служащего. В отношении данных лиц действует и требование по двухнедельной отработке.

Расчет выплаты госслужащим при увольнении

Отдельно отметим такие основания расторжения служебного контракта, как реорганизация, ликвидация государственного органа и сокращение должностей гражданской службы. В Законе о госслужбе данные основания не отнесены ни к увольнению по инициативе представителя нанимателя, ни к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

В соответствии с п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при увольнении гражданских служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы следует руководствоваться положениями ст. 31, 33 и 38 Закона о госслужбе.

Обратите внимание! Трудовой кодекс, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом о госслужбе.

В силу ст. 31 Закона о госслужбе при реорганизации или ликвидации государственного органа либо сокращении должностей гражданской службы служащему может быть предоставлена возможность замещения другой должности с учетом его квалификации, образования и стажа. Кроме этого, служащий может быть направлен на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В случае отказа от замещения другой должности или прохождения переподготовки (повышения квалификации) служащий подлежит увольнению, но не в связи с ликвидацией или сокращением штата, а в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы.

При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим. При этом за два месяца он должен предупредить и профсоюзный орган (ст. 38 Закона о госслужбе). В течение этого срока в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих, по результатам которой служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, а выходное пособие не выплачивается.

Подчеркнем: в силу ст. 31 Закона о госслужбе предложение служащему другой должности или переподготовки (повышения квалификации) является правом, а не обязанностью представителя нанимателя, что подтверждается и судебной практикой. Так, Московский городской суд при рассмотрении надзорной жалобы А. вынес определение от 09.04.

Из материалов дела следует, что А. замещала должность начальника отдела нормативно-методической работы Департамента координации подготовки к Олимпийским играм Минрегиона. Приказом от 14.03.2011 А. уволена с государственной службы с указанной должности в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе.

О сокращении должности государственной гражданской службы А. уведомлена 11.01.2011, с приказом об увольнении ознакомлена 14.03.2011. 15.03.2011 А. получила трудовую книжку на руки, о чем расписалась в журнале. А. считает, что в нарушение действующего законодательства при сокращении ее должности ей не предлагались другие имеющиеся вакантные должности.

Это и послужило поводом обращения в суд. Однако во всех судебных инстанциях действия представителя нанимателя были признаны законными, поскольку в силу действующего законодательства, а именно ст. 31, 33 Закона о госслужбе и ст. 11 ТК РФ, в соответствии с которой на государственных гражданских служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законом не предусмотрена обязанность работодателя предоставить гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в том же либо в другом государственном органе.

Это является лишь правом работодателя. Нарушений норм действующего законодательства при увольнении А. не установлено, у работодателя имелось основание для увольнения по п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о госслужбе, поскольку должность А. была сокращена. Порядок увольнения представителем нанимателя был соблюден.

Отметим также, что поскольку ликвидация или сокращение штата не относится к увольнению по инициативе представителя нанимателя (как установлено ст. 81 ТК РФ), служащие лишаются некоторых гарантий. Например, не допускается увольнение с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период пребывания служащего в отпуске, в том числе по беременности и родам, и в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей.

Предлагаем ознакомиться:  Сроки предупреждения об увольнении по инициативе работника

К сведению. Постановлением КС РФ от 22.11.2011 N 25-П были признаны не соответствующими Конституции РФ п. 4 ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 33 и ст. 37 Закона о госслужбе в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя.

Представитель нанимателя с письменного согласия гражданского служащего вправе расторгнуть с ним служебный контракт без предупреждения об освобождении от замещаемой должности не менее чем за два месяца. Возникает вопрос: а должен ли представитель нанимателя выплатить служащему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ст. 180 ТК РФ? Ведь ст.

Итак, согласно

кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров».

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии – должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р.

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием).

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Увольнение по медицинским показаниям

Увольнение по медпоказаниям в гражданской госслужбе не новость, так как принятие на работу новых сотрудников осуществляется не только из-за профессиональных навыков и опыта в работе, но и с учетом физической подготовки и состояния здоровья.

В соответствии со ст. 33 и 37 ФЗ № 79-ФЗ, а также в рамках ст. 73 ТК РФ, при ухудшении здоровья государственного служащего, при котором он не в состоянии занимать закрепленную за ним должность, ведет к дальнейшему переводу его в иное место осуществления труда либо к увольнению по состоянию здоровья.

Служащему будут предложены иные вакансии, имеющиеся в госучреждении, исходя из состояния его здоровья. В случае, если работник не может осуществлять трудовую деятельность вовсе, то увольнение происходит на основании ст. 39 ФЗ № 79-ФЗ по обстоятельствам, которые не зависят от воли сторон.

В соответствии со ст. 127, ст. 178, работнику, которому невозможно предложить никакое вакантное место на предприятии ввиду состояния его здоровья выплачивается:

  • заработок за отработанное время;
  • отпускные за неотгулянный отдых;
  • выходной пособие, размером, равным двухнедельному среднему заработку за расчётный период.

Увольнение переводом

ФЗ №79 не устанавливает четкого понятия «перевод госслужащего» или его производных, однако в рамках ТК РФ под переводом понимается изменение трудовой функции работника на постоянной или временной основе в рамках предприятия, на котором он трудился ранее, либо на ином предприятии или его подразделении.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О госслужбе», перевод госслужащего возможен:

  • на другую должность, которой работник соответствует, внутри одного госучреждения;
  • на другую должность в другое госучреждение;
  • в другую местность и в другой государственной орган.

Согласно нормам ст. 33 вышеуказанного нормативного акта, перевод может быть осуществлён в иную организацию и на службу другого вида, но только с письменного согласия работника организации.

Образец заявления на увольнение госслужащего

установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

– направляется для получения дополнительного профессионального образования;

– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст.

призыв на военную службу, избрание или назначение служащего в профсоюзный орган, чрезвычайные обстоятельства (военные действия, катастрофа и др.) и т. д. В этих случаях гражданский служащий освобождается от замещаемой должности и включается в кадровый резерв. И только если в течение трех месяцев после прекращения вышеперечисленных обстоятельств служащий не назначен на должность гражданской службы, то служебный контракт подлежит прекращению, а служащий увольняется с гражданской службы и исключается из реестра гражданских служащих.

1. В силу ст. 37 Закона о госслужбе представитель нанимателя может уволить служащего, если он не соответствует замещаемой должности по состоянию здоровья согласно медицинскому заключению. Увольнение допускается, если служащего невозможно перевести с его согласия на иную должность гражданской службы.

То есть в случаях, когда гражданский служащий нуждается в соответствии с медицинским заключением в предоставлении иной должности вследствие того, что выполнение обязанностей по замещаемой должности ему противопоказано или опасно для гражданских служащих или граждан, с которыми он связан по службе, то при его отказе от перевода на иную должность гражданской службы, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, либо отсутствии в государственном органе соответствующей должности служебный контракт расторгается и служащий увольняется с гражданской службы.

Если служащий признается полностью нетрудоспособным согласно медицинскому заключению, он будет уволен по норме ст. 39 Закона о госслужбе по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Что касается Трудового кодекса, увольнение работника, полностью неспособного к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, также относится к увольнению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Предлагаем ознакомиться:  Приостановление, прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии

Обратите внимание, что в случае отказа служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33, а не п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона о госслужбе.

2. В статье 37 Закона о госслужбе отсутствуют такие основания увольнения, предусмотренные ст. 81 ТК РФ, как смена собственника имущества организации и совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка.

3. В силу пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ работник может быть уволен за нарушение требований охраны труда, повлекшее за собой тяжкие последствия, если это нарушение было установлено комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда. В Законе о госслужбе оговорка о том, что такие нарушения должны быть установлены комиссией или уполномоченным по охране труда, отсутствует.

Если толковать данное положение дословно, то гражданский служащий может быть уволен и тогда, когда нарушение будет обнаружено любым лицом, а не только комиссией или уполномоченным лицом. Но в любом случае нарушение требований охраны труда служащим должно быть установлено и подтверждено соответствующими документами: актом о несчастном случае, экспертным заключением, постановлением инспектора контролирующего органа и др.

4. Гражданский служащий увольняется по инициативе работодателя в случае прекращения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Трудовым кодексом такое основание отнесено к прекращению трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и в данном случае увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (ч. 2 ст. 83 ТК РФ).

5. Законом о госслужбе установлено основание увольнения гражданского служащего в случае его отсутствия на службе более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, так как более длительный срок не предусмотрен законодательством. В случае расторжения служебного контракта по данному основанию служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания.

6. Еще одно основание, уволить по которому можно только госслужащего, — это выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства. Данное основание выделено в ст. 41 Закона о госслужбе: по решению представителя нанимателя служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

7. Статьей 27 Закона о госслужбе предусмотрено увольнение служащего, не прошедшего испытание. Напомним, что гражданским служащим (за исключением лиц, названных в п. 3 ст. 27 Закона о госслужбе) может устанавливаться испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года, а назначенным на должность гражданской службы в порядке перевода из другого государственного органа — от трех до шести месяцев.

При неудовлетворительном результате испытания представитель нанимателя имеет право расторгнуть служебный контракт с гражданским служащим до истечения срока испытания, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого служащего не выдержавшим испытание. Однако при этом представитель нанимателя может не увольнять служащего, а предоставить ему ранее замещаемую должность гражданской службы.

— беременным женщинам;

— гражданам, окончившим обучение в образовательных учреждениях профессионального образования и впервые поступающим на гражданскую службу в соответствии с договором на обучение с обязательством последующего прохождения такой службы;

— гражданам и служащим при замещении должностей гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», которые замещаются на определенный срок полномочий;

— госслужащим, назначенным на должности гражданской службы в порядке перевода в связи с реорганизацией или ликвидацией госоргана либо сокращением должностей гражданской службы;

— в иных случаях, предусмотренных Законом о госслужбе и другими федеральными законами.

Увольнение в связи с ликвидацией (реорганизацией) органа или сокращением штата

Увольнение работника госслужбы в связи с выходом на пенсию осуществляется в рамках действующих положений ФЗ №79 и с учетом норм трудового законодательства. Так, при увольнении с выходом на пенсию в трудовой делается соответствующая отметка, она позволяет пользоваться пенсионеру различными льготами и преимуществами, которые ему положены.

При условии, что общий стаж работы в госучреждении составляет больше 15 лет, причем последний год работы должен приходиться на госслужбу, пенсионеру полагается пенсия за выслугу лет.

При получении статуса пенсионера работник имеет право на увольнение без отработки. Работодатель обязан предоставить пенсионеру все сопутствующие документы, а также необходимые для увольнения выплаты.

Увольнение госслужащего в связи со смертью начинается с выхода соответствующего приказа, причем датой увольнения служащего будет фактическая дата его смерти, закрепленная в соответствующем документе. В случае с увольнением госслужащего по причине его смерти, работодатель издает соответствующий приказ, в котором обозначаются причины увольнения и подпись работодателя. Все личные вещи служащего передаются наследникам.

Такая норма закреплена во множестве федеральных нормативных актов, так как использование данной формулировки напрямую зависит от коррумпированности того или иного государственного служащего.

В случае с наличием обоснованных подозрений или доказательств, руководством государственного учреждения формируется приказ об увольнении в связи с утратой доверия. Соответствующая запись вносится в трудовую книжку госслужащего.

Ст. 16 ФЗ №79 устанавливается обстоятельства, которые приравниваются к утрате доверия, в частности:

  • непредоставление сведений о доходах и имуществе;
  • осуществление предпринимательской деятельности;
  • нарушение установленных на госслужащих и членов его семьи запретов и т.д.

Увольнение по сокращению штатов, ликвидации и т.д.

Гарантии госслужащих при сокращении штата или ликвидации государственного учреждения закреплены в ФЗ №79, данный нормативный акт отражает фактически все положения, касающиеся госслужбы. Уведомление работника должно быть оформлено надлежащим образом, за два месяца до сокращения ему должны предоставить соответствующее распоряжение от руководства под подпись.

При выборе кандидата на сохранение должности учитывается преимущественное право. В этом случае работодатель учитывает заслуги служащего, его производительность труда, общий трудовой стаж, а также семейное положение по отношению к другим.

При сокращении штата госслужащий, который попал под сокращение может рассчитывать на получение четырехмесячного среднего заработка в качестве компенсационных выплат от работодателя, выходное пособие при этом не выплачивается. В случае, если по каким-либо обстоятельствам сокращение или ликвидация организации произошли до истечения двух отведенных месяцев, то помимо получения четырехмесячного среднего заработка, работник может рассчитывать на получение выходного пособия на период трудоустройства, сроком до двух месяцев, в соответствии со ст. 180 ТК РФ.

Компенсации

Размер компенсационных выплат полностью зависит от варианта и способа увольнения, так, при увольнении по собственному желанию, государственный служащий получит выплату заработной платы за отработанный период, а также отпускные.

В случае увольнения при сокращении или ликвидации — определенный размер компенсации, а также выходное пособие и т.д. Если работодатель по какой-то причине затягивает с предоставлением выплат, то работнику положена компенсация в виде 1/300 ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки платежа от суммы среднемесячного заработка гражданина.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector