Виды подсудности дел в судебном процессе: понятие, правила, порядок

Частые вопросы из области подсудности дел в судебном процессе

Институт подсудности уголовных дел в системе уголовного процесса занимает пограничное положение, включая в себя как нормы, регламентирующие судоустройство, так и нормы, регламентирующие судопроизводство. Именно поэтому термин «подсудность» используется в нескольких значениях. Во-первых, им обозначается компетенция определенного суда общей юрисдикции, т.е.

Таким образом, подсудность представляет собой совокупность признаков уголовного дела, позволяющую определить, какой суд первой инстанции и в каком составе уполномочен рассматривать уголовное дело по существу.

Вопросы подсудности имеют большое значение, выходящее за рамки исключительно процессуальных интересов. Неуклонное соблюдение норм о подсудности является одним из приоритетов государства в сфере реализации судебной власти, поскольку оно заинтересовано в том, чтобы уголовные дела рассматривались именно теми судами, к компетенции которых они отнесены.

Это обусловлено несколькими причинами: 1) организация судебной системы Российской Федерации напрямую связана со сложностью и тяжестью дел, входящих в компетенцию определенного ее звена; 2) число судов рассчитано по предполагаемому количеству дел, следовательно, нарушение правил подсудности повлекло бы за собой нарушение равномерности распределения нагрузки между судами и, как следствие, понижение эффективности их деятельности;

Специфическое значение института подсудности предопределило тот факт, что, несмотря на расширение состязательного и диспозитивного начал в современном уголовном судопроизводстве, он остается публичным институтом уголовно-процессуального права, поскольку соблюдение соответствующих правил является обязанностью суда и не зависит от волеизъявления сторон.

Нарушение правил подсудности сопровождается тяжелыми для суда последствиями. Как отмечал И. Я. Фойницкий, отказ в принятии судом дела, ему подсудного, есть отказ в правосудии; принятие к производству дела, ему неподсудного, есть превышение власти. От точного соблюдения компетенции суда зависит обеспечение правосудия, наличие совокупности процессуальных гарантий, которые являются необходимыми для рассмотрения по существу определенной категории уголовных дел.

Термин «подсудность» не всегда употребляется для обозначения одного и того же понятия. Нередко, говоря о подсудности, имеют в виду полномочия конкретного суда или судов определенного уровня (звена) по рассмотрению какой-то группы (категории) уголовных дел в качестве суда первой инстанции, кассационной или надзорной инстанции. Такой смысл вкладывается, например, в слова: «подсудность областного (краевого) суда», «подсудность районного суда» и т. д.1

Но чаще говорят о подсудности дел, уголовных и гражданских. В этих случаях имеют в виду такие свойства (признаки, особенности) дела, по которым решается вопрос о том, в каком конкретном суде и в каком составе этого суда оно (данное дело) дол-окно рассматриваться по первой инстанции. Определить подсудность — значит определить тот суд, в котором должно быть разрешено по существу данное дело, и его состав.

Вопрос о составе суда, разбирающего конкретное дело, — явление относительно новое для современного уголовного судопроизводства. После судебной реформы 1922—1924 гг. в течение 70 лет в российских судах всех уровней для всех уголовных дел, рассматривавшихся по первой инстанции, существовала стандартная «команда» судей — один судья-профессионал и два народных заседателя.

Поэтому вопрос о составе суда не возникал. Он приобрел практическое звучание после принятия в мае 1992 г. закона, допустившего единоличное рассмотрение уголовных дел, а в июле 1993 г. — закона, предусмотревшего возможность образования суда первой инстанции в составе трех профессиональных судей или в составе одного профессионального судьи и двенадцати присяжных заседателей.

С учетом этого обстоятельства в наши дни при определении понятия «подсудность» всегда необходимо учитывать то, что данное понятие неразрывно связано не только с конкретным судом, куда дело должно попасть на разбирательство, но и с его составом.

Под понятием подсудности подразумевается правовая инстанция, которая, в свою очередь, регулирует подведомственными судами.

Важно знать, что судебная система Российской Федерации образует федеральный суд с мировыми судьями.

Поэтому основным условием для возбуждения гражданского процесса является решение мирового судьи, который рассматривает двустороннюю задачу.

Юрисдикция, выделяет несколько видов подсудности:

  • родовую (предметную);
  • территориальную.

Способна определить ответственность судебных систем различных уровней.

Виды подсудности

Практически все гражданские материалы распределяются на различны судебные системы РФ.

Дела могут рассматривать как районные (городские), так и мировые суды.

Основные критерии к рассмотрению определенного дела отличаются характером (родом), предметом и субъективным составом спора.

Смотрите дополнительно в этой статье, как правильно подать иск в суд?

Пространственная компетенция одноуровневых судов определяется территориальной подсудностью.

В первую очередь выясняется к какой степени уровня судебной системы относится гражданское дело. В результате чего, определяется территория.

После определения пространственной компетенции одноуровневого суда, гражданское дело перенаправляется по указанному заключению.

Территориальная подсудность бывает: договорная, альтернативная и исключительная. Альтернативная, рассматривает конкретные гражданские дела некоторых категорий.

По закону, определенное дело может быть рассмотрено двумя или несколькими судами только относящиеся к одному уровню.

Выбор судов предоставляется истцу. О том как вести себя в суде можно более подробно узнать тут.

Основная сущность исключительной подсудности состоит в том, что сам закон определяет некоторые категории дел, которые будут рассматриваться выбранным судом.

Договорная, представляет собой изменение территориальной подсудности.

Добившись согласия между сторонами, можно перенаправить гражданское дело на рассмотрение в другой уровневый суд.

Основные критерии подведомственности суда состоят из следующих видов решения спорных вопросов:

  • иска;
  • спора, возникшего из-за административно-правового нарушения;
  • производства дела;
  • приказных.

Все материалы искового производства в первую очередь относятся к подведомственным судам, кроме тех, которые относятся к ведению различных юридических органов.

Статья 22 гласит о том, что подведомственные суды решают спор:

  1. возникший при административно правовом нарушении;
  2. в случае если поступила жалоба на работу избирательной комиссии;
  3. если возникли проблемы о внесении некоторых изменений в запись актов гражданского состояния в случае отказа;
  4. при поступлении жалоб для совершения нотариального действия в случае отказа.

Решаемые вопросы приказного производства, ведутся подведомственными судами. Приказ, в свою очередь, выдается по статье 22, нотариально заверяется и в то же время излагается в письменной форме.

Протест, заверенный нотариусом, направляется на рассмотрение в специальные органы и, соответственно, назначается выплата налоговых сборов.

По общему правилу, дела о разводе рассматривает мировой судья – п.2 ч. 1 ст. 23 ГПК РФ. Если при бракоразводном процессе муж и жена решают вопрос об определении места жительства их совместного ребёнка, то такое дело будет рассматривать районный суд – ст. 24 ГПК РФ.

Иск подаётся в суд по месту жительства ответчика, либо истца, если местопроживание первого неизвестно. Также разрешается подать иск в суд по месту жительства истца, если с ним постоянно проживает несовершеннолетний ребёнок, место проживания которого после прекращения брака должен будет определить суд.

2.1. Предметная (родовая) подсудность

Одной из трех разновидностей подсудности принято считать предметную (родовую). Такая подсудность прямо зависит от содержания (предмета) конкретного дела. Содержание же определяется прежде всего квалификацией содеянного лицом, привлекаемым к уголовной ответственности.

Общий принцип определения предметной подсудности вкратце можно сформулировать так: районные суды должны рассматривать все уголовные дела, кроме тех, что по закону подсудны вышестоящим судам общей юрисдикции, всем военным судам и мировым судьям.

Предлагаем ознакомиться:  Адвокаты сургута по уголовным делам

– дела, которые в соответствии с предписаниями закона должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции среднего звена.

а)    о преступлениях, как правило, особо тяжких и некоторых тяжких — к примеру, о преступлениях против государственной власти, против мира и безопасности человечества, о создании не законных вооруженных формирований, терроризме, об умышленных убийствах при отягчающих обстоятельствах, изнасиловании при особо отягчающих обстоятельствах, организации массовых беспорядков, вооруженном мятеже, о преступлениях в сфере правосудия и ряде других, перечень которых приведен в п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК (всего около 50 составов преступлений);

Виды подсудности дел в судебном процессе: понятие, правила, порядок

б)    дела, поступающие в суды этого уровня в связи с реализацией правил о передаче дел из одного суда в другой (ст. 34 УПК) и об изменении территориальной подсудности (ст. 35 УПК);

в)    дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну;

– дела о преступлениях военнослужащих и некоторые иные уголовные дела, которые закон относит к подсудности военных судов;

– подсудные мировым судьям дела о преступлениях, за которые может быть назначено наказание не более строгое, чем три года лишения свободы, за исключением уголовных дел о преступлениях такого рода, предусмотренных в перечне, содержащемся в ч. 1 ст. 31 УПК (в этом перечне около 100 составов преступлений).

Практически в наши дни суды общей юрисдикции среднего звена, военные суды и Верховный Суд РФ рассматривают по первой инстанции не более двух процентов уголовных дел. Остальные дела (в последние годы их количество превышает 1 млн.) приходятся на долю районных судов и мировых судей. По мере образования мировых судов нагрузка районных судов должна значительно сократиться.

Понятие и виды подсудности дел в судебном процессе

Существует множество гражданских уголовных дел, значительно отличающихся друг от друга.

Для решения всех вопросов и споров, введены общие правила подведомственности материалов, которые рассматривает суд.

Все основные правила указаны в Конституции РФ в ст. 22. Соответственно, правила подведомственности гражданских дел рассматривают:

  • спор о праве;
  • определение характера правоотношения, из чего и вытекают требования;
  • конкретный состав спорного правонарушения.

Все материалы по спорам ведутся судами с общей юрисдикции. Гражданские дела, где не выявлен спор о праве, решаются в административном порядке.

Существуют случаи, когда дела такого характера, бесспорно, решаются в соответствии с законом.

Суды, общей юрисдикции, относят к следующим спорам граждан:

  1. семейным;
  2. трудовым спорам;
  3. жилищным;
  4. земельным.

Но в ряду выше перечисленных дел, предусмотрены акты законодательства, которые дают право решать вопросы и споры специальным юридическим органам.

Если, одна из сторон спора является гражданином РФ, то материал, рассматривает суд общей юрисдикции. Но бывают и исключения в рассмотрении некоторых важных вопросов, установленные нормативными актами, которыми занимается суд общей юрисдикции.

Решение разносторонних споров о том, чтобы прекратить деятельность политических партий, религиозных организаций, а также рассматриваются важные дела, где участвуют лица без Российского гражданства.

Подведомственность дел в судебной системе России – это распределение предоставленных прав Конституционным судом.

Каждый суд, имеет право, ввести процессы, которые утверждены законодательными властями и другими нормативными актами.

В первую очередь, арбитражными судами рассматриваются экономические и корпоративные споры многочисленных граждан с участием:

  • юридических лиц организаций;
  • индивидуальных предпринимателей;
  • субъектов РФ, сюда входят должностные лица и государственные органы.

Арбитражный суд компетентен оспаривать и защищать права граждан, занимающихся предпринимательской и коммерческой деятельностью.

В основном ведутся вопросы о банкротстве, ликвидации коммерческих организаций, споры между акционерными обществами.

При решении спорных юридических дел, арбитражный суд придерживается следующих правил:

  1. определяет экономический характер спора;
  2. предмет конфликта;
  3. основания.

2.2. Территориальная подсудность

– если преступление начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то территориальная подсудность определяется в зависимости от места его окончания (ч. 2 ст. 32 УПК);

– в случаях совершения нескольких преступлений в разных местах территориальная подсудность дела определяется в зависимости от того, где было завершено расследование большинства из преступлений, либо от того, где совершено наиболее тяжкое из них (ч. 3 ст. 32 УПК).

На практике иногда возникают трудности с решением вопроса о территориальной подсудности в случаях, когда не удается установить точно место начала и окончания совершения преступления (например, кража совершена в летящем самолете или движущемся поезде). На этот вопрос закон не содержит прямого ответа.

Приведенные правило и изъятия из него имеют отношение к определению подсудности уголовных дел по первой инстанции, т. е. к случаям, когда речь идет о решении основных вопросов для каждого дела — о виновности или невиновности в совершении преступления лица, привлекаемого к ответственности, и о назначении ему наказания или освобождении от него.

Но проблемы территориальной подсудности могут возникать не только в связи с необходимостью принятия решений по основным вопросам. В ходе производства по конкретным делам, как известно, требуется решать многие другие вопросы, которые не принято называть основными, — это вопросы, связанные с избранием и назначением мер процессуального принуждения, собиранием доказательств, проведением процессуальных действий, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, защитой лиц, вовлеченных в судопроизводство, от следственных и судебных ошибок, реализацией назначенного по приговору суда наказания, возмещением вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности, и т. д.

Такие правила можно было бы сгруппировать следующим образом: рассмотрение связанных с досудебным производством жалоб участников судопроизводства и иных лиц, интересы которых затрагиваются процессуальными действиями (бездействием) или решениями.

Такие жалобы, если они соответствуют требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 125 УПК, должны рассматриваться в районном суде по месту производства предварительного расследования того дела, с которым они связаны.

К сожалению, в УПК нет четкого ответа на вопрос о том, какое место следует считать местом предварительного расследования — место, где выполнялось обжалуемое следственное действие, или место, где находится орган, должностное лицо (дознаватель, следователь, начальник следственного отдела, прокурор) которого осуществило такого рода действие.

Вероятно, что при таком несовпадении вопрос о территориальной подсудности жалобы должен решаться с учетом конкретных обстоятельств. Во всяком случае, предпочтение должно отдаваться, прежде всего, законным интересам лица, права и свободы которого нуждаются в защите, а не соображениям удобства для судьи или должностного лица, действия (бездействие) или решение которого обжалуются.

Заслуживает внимания и то обстоятельство, что в ч. 1 ст. 125 УПК говорится только о районном суде как суде, наделенном полномочием принимать решения по жалобам на действия органов и должностных лиц, расследующих дело. При оценке данного обстоятельства нужно иметь в виду, что в Законе о военных судах1 подсудность жалоб на действия и решения, совершенные в ходе расследования, определена по-другому. В ч. 6 ст.

7 этого Закона сказано следующее: «… Военные суды рассматривают… жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы». Такого рода крайне существенную коллизию между предписаниями, с одной стороны, УПК, а с другой — Закона о военных судах следовало бы разрешать в пользу последнего, поскольку он является федеральным конституционным законом, который в силу предписания ч. 3 ст. 76 Конституции РФ обладает приоритетом по отношению к УПК;

– рассмотрение ходатайств, связанных с получением судебных решений, разрешающих производство следственных действий, которые ограничивают конституционные права граждан.

Предлагаем ознакомиться:  Участие прокурора в гражданском процессе по трудовым спорам

Понятие и виды подсудности

Территориальная подсудность ходатайств такого рода определяется несколько иначе, чем подсудность жалоб, о которых говорилось выше. Она определена не в ч. 1 ст. 125 УПК, а в ч. 2 ст. 165 УПК, где сказано: «Ходатайство о производстве следственного действия подлежит рассмотрению единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия…».

В соответствии с этим положением расследующему дело должностному лицу, которое, заручившись согласием прокурора, обращается в суд с ходатайством, предоставлена возможность выбора суда в случаях, когда место предварительного расследования и место совершения следственного действия не совпадают; – рассмотрение ходатайств, связанных с получением судебных решений о заключении под стражу.

Для случаев такого рода предусматривается еще один вариант территориальной подсудности. Об этом варианте говорится в ч. 4 ст. 108 УПК. Согласно содержащейся в ней норме ходатайство о заключении под стражу должно рассматриваться в районном суде или военном суде соответствующего уровня «по месту производства предварительного расследования либо месту задержания подозреваемого»;

– рассмотрение судами вопросов, возникающих в ходе исполнения приговоров.

Правила определения подсудности сформулированы в зависимости от содержания возникающих вопросов. С учетом этого установлено три варианта территориальной подсудности вопросов подобного рода: по месту отбывания наказания, по месту вынесения приговора или по месту проживания осужденного. Четкое указание о месте рассмотрения конкретных вопросов дано в ст. 396 УПК.

Скажем, вопрос об условно-досрочном освобождении из исправительной колонии и замене неотбытой части более мягким наказанием должен решаться судьей по месту отбывания наказания. Это обусловлено тем, что в данном случае необходимо учитывать сведения, характеризующие поведение осужденного. А ими располагает прежде всего администрация колонии.

– рассмотрение судами вопросов о даче заключений о наличии или отсутствии признаков (состава) преступления в действиях лица, привлекаемого к уголовной ответственности.

В основном о такого рода заключениях и конкретных ситуациях, когда требуется их получение. Необходимо отметить для полноты характеристики территориальной подсудности, что дача заключения о наличии или отсутствии признаков (состава) преступления в действиях привлекаемого к уголовной ответственности судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а также мирового судьи должна осуществляться коллегией, состоящей из 3-х судей суда субъекта РФ или соответственно окружного или флотского военного суда.

– рассмотрение судами вопросов, возникающих в связи с реабилитацией жертв политических репрессий.

в отношении тех, к кому репрессии применены судами, — как правило, судами, вынесшими последнее решение по делу, связанному с лишением или ограничением прав или свобод конкретного лица, либо (при упразднении суда, вынесшего решение по делу) судами среднего звена соответствующих субъектов Федерации, где находились упраздненные суды;

в отношении тех, к кому репрессивные меры применялись внесудебными органами («особые совещания», «тройки» и т. п.), — гражданскими или военными судами общей юрисдикции среднего звена, действующими на территории того субъекта Федерации, где в свое время функционировали такого рода внесудебные органы.

Что касается случаев, когда политические репрессии применялись в административном порядке (административная ссылка и высылка, направление в так называемые трудовые отряды и т. д.), то при отказе органа внутренних дел в признании конкретного гражданина жертвой политических репрессий этот гражданин вправе обжаловать такой отказ в судебном порядке, установленном Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

2.3. Персональная ответственность

Персональная подсудность определяется свойствами (признаками, особенностями) личности обвиняемого (подсудимого). По сути своей отнесение каких-то уголовных дел к ведению конкретных судов в зависимости от таких свойств является исключением из общих правил предметной и территориальной подсудности, а равно в определенной мере отступлением от конституционного принципа равенства всех перед законом и судом.

Чаще всего во внимание принимаются такие персональные свойства (признаки, особенности) лица, привлекаемого к уголовной ответственности, как его принадлежность к военнослужащим или к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы или уволенные с военной службы) либо связан с ними (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих или вольнонаемные, работающие в воинских структурах).

Родовая подведомственность

«1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной .

противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом…».

В соответствии с этим Законом1 (ст. 46) военнослужащим присваиваются воинские звания от рядового (матроса) до Маршала Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда РФ существенно уточнил приведенное законодательное предписание. В своем постановлении «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»2 от 14 февраля 2000 г. (п. 1) он разъяснил: «Статус военнослужащих имеют также военнослужащие, прикомандированные в установленном порядке к федеральным органам государственной власти, другим государственным органам и учреждениям, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, международным организациям в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям, имущество которых находится в федеральной собственности, акционерным обществам, сто процентов акций которых находится в федеральной собственности и которые выполняют работу в интересах обороны страны и безопасности государства, иным предприятиям, учреждениям и организациям, если это предусмотрено федеральным законом, а также в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» граждане, проходящие военные сборы».

В этом же пункте процитированного постановления Пленум Верховного Суда РФ привлек, кроме того, внимание к весьма важному положению, связанному с определением подведомственности военных судов, а именно положению, в соответствии с которым «лица, проходящие службу в иных государственных военизированных органах и формированиях на основании других законодательных и нормативных правовых актов, имеющие специальные звания, сходные или аналогичные с воинскими званиями, не являются военнослужащими».

Данное разъяснение означает, что лицо, состоящее на службе, к примеру, в каком-то из органов Министерства внутренних дел РФ (кроме частей, соединении и других структур внутренних войск), а также органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, военнослужащим не является, хотя может иметь звание (специальное), весьма похожее на воинское звание (быть, скажем, генералом юстиции, полковником милиции, капитаном налоговой полиции). Поэтому дела о преступлениях, совершаемых ими, должны рассматриваться не в военных, а в гражданских судах общей юрисдикции.

С учетом приведенных законодательных предписаний и разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и следует рассматривать сформулированные в ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5—8 ст. 31 УПК правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

В военных судах в качестве подсудимых могут оказаться и невоеннослужащие в случаях, когда речь идет:

  • о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;

  • о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;

  • о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;

  • о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией Российской Федерации, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы Российской Федерации;

Предлагаем ознакомиться:  Общая и специальная подведомственность в гражданском процессе

2.4. Изменение подсудности, установленной законом

Сравнительно недавно — до принятия Федерального закона от 21 декабря 1996 г., внесшего изменения в действовавший тогда УПК, — допускалась возможность довольно свободного и легкого изменения подсудности, т. е. передачи дела из того суда, где оно должно рассматриваться, в какой-то другой суд.

Такое положение явно не согласовывалось с текстом ч. 1 ст. 47 Конституции РФ и ч. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах. Несогласованность проявлялась в том, что нормы действовавшего тогда УПК не требовали, чтобы при решении вопроса об изменении подсудности конкретного уголовного дела учитывалось мнение обвиняемого,

Однако именно обвиняемому, и только ему, принадлежит право «на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом» (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ). Именно он волен воспользоваться этим правом или отказаться от него, то есть согласиться на изменение подсудности своего дела.

Первый шаг по преодолению такой несогласованности был сделан Пленумом Верховного Суда РФ в упоминавшемся постановлении от 31 октября 1995 г., посвященном проблемам применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия. «Конституцией Российской Федерации, — говорится в п. 8 этого постановления, — каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47).

В действующем УПК недостатки прежнего уголовно-процессуального законодательства в значительной мере устранены. Для установленных в нем правил, имеющих отношение к изменению подсудности конкретных уголовных дел (см. ст. 34 и 35 УПК), характерно в первую очередь то, что они ориентируются на учет волеизъявления обвиняемого в случаях, когда возникает вопрос о целесообразности или необходимости рассмотрения дела, подсудного одному суду, в другом суде.

Оно (волеизъявление) должно учитываться, когда возникает вопрос о передаче дела как «по вертикали» — из нижестоящего суда в суд вышестоящий, так и «по горизонтали» — в другой одноименный суд, т. е. суд, наделенный одинаковыми полномочиями, но расположенный на другой территории (другом районе, городе, субъекте РФ).

Как уже отмечено выше, передача уголовного дела из нижестоящего суда в вышестоящий (изменение подсудности «по вертикали») допускается, как правило, только при наличии просьбы или ходатайства об этом обвиняемого. Такой подход закреплен в приведенном п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г., в ст.

452 УПК, допускающей возможность передачи в Верховный Суд РФ дел членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных судей, ч. 11 ст. 16 Закона о статусе судей, разрешающей такую возможность в отношении всех судей, в том числе мировых, п. 2 ч. 3 ст. 9 Закона о военных судах, в соответствии с которым Военной коллегии Верховного Суда РФ можно принимать к своему производству уголовные дела особой сложности или особой общественной значимости.

– в случае удовлетворения с соблюдением порядка, предусмотренного ст. 65 УПК, заявленного какой-то из сторон отвода всему составу соответствующего суда;

– в случае, когда все судьи данного суда подлежат отводу в силу того, что они ранее принимали участие в производстве по рассматриваемому уголовному делу (ст. 63 УПК);

– в случае, когда не все участники уголовного судопроизводства по данному уголовному делу проживают на территории, на которую распространяется юрисдикция данного суда, и все обвиняемые согласны на изменение территориальной подсудности данного уголовного дела.

В первом из приведенных случаев изменение подсудности возможно только по инициативе (по ходатайству) хотя бы одной из сторон, а во втором и третьем — по инициативе стороны или председателя суда, в который поступило дело для рассмотрения по первой инстанции.

Территориальный вид подсудности

Иными словами, второй и третий случаи являются своеобразным изъятием из общего правила о возможности изменения территориальной подсудности с согласия (по просьбе или ходатайству) обвиняемого. В такого рода случаях территориальная подсудность может быть изменена и по инициативе председателя того суда, в который, поступило дело.

– решение может быть вынесено, если по данному делу еще не началось судебное разбирательство;

– такое решение должно приниматься председателем вышестоящего суда или его заместителем;

– принятию должно предшествовать судебное заседание, проведенное с соблюдением правил, установленных для предварительных слушаний (с извещением и приглашением сторон, рассмотрением и обсуждением необходимых материалов дела, с предоставлением сторонам возможности обжалования решения и т. д.).

– если судья до начала разбирательства дела по существу приходит к выводу, что оно должно рассматриваться другим судом того же уровня, то он должен направить его в тот суд, которому оно подсудно;

– если такое обстоятельство обнаруживается после начала разбирательства дела по существу, то его передача в другой суд того же уровня не обязательна. Она может не состояться, поскольку подсудимый вправе попросить, чтобы разбирательство дела было продолжено в данном суде, и такая его просьба имеет решающее значение (ч. 2 ст. 34 УПК);

Виды территориальной подсудности

– при установлении в ходе судебного разбирательства, что рассматриваемое дело подсудно вышестоящему суду, оно должно быть направлено в этот суд по подсудности;

– споры о подсудности между судами не допускаются (ст. 36УПК).

Виды международной подсудности

Международная подсудность считается компетентностью судебного аппарата определенного государства для оптимального решения важных гражданских дел с участием иностранных юридических и физических лиц.

Виды международной подсудности (касающиеся иностранцев), подразделяется на общую, исключительную, особенную и договорную.

Универсальным методом для обращения в суд является общая подсудность, которая имеет право рассматривать все дела без особого исключения.

Место жительство ответчика, является главным критерием для определения общей подсудности. Также следует учесть местонахождение имущества.

Особенная подсудность, возможна только для определения категории споров, а исключительная, обладает преимуществом перед общей и особенной. Стороны не имеют никакого права изменить или выбрать другой вид подсудности.

Договорная подсудность дает возможность самостоятельно выбрать место проведения и рассмотрения процесса.

Подсудность в гражданском процессе

Теперь, выяснилось, что представляет собой подсудность, которая рассматривает все гражданские материала по первой же инстанции. В основном происходит разрешение уголовных и гражданских процессов. Поэтому каждая подсистема берет на себя обязанности. Компетентные инстанции вправе осуществлять и разрешать все действия в рамках установленного закона.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector