Новое рассмотрение дела об административном правонарушении

Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Если дело об административном правонарушении направлено на рассмотрение судьей, то оно рассматривается в двухмесячный срок со дня получения данным судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

Дело об административном правонарушении, за совершение которого может быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности, должно быть рассмотрено не позднее семи суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

В отличие от уголовных дел, являющихся исключительной компетенцией судебной системы, административные правонарушения с присуждением наказания для лиц, совершивших их, рассматриваются многочисленными органами. Это определяется сферой, которой был нанесён ущерб вследствие виновных деяний.

Гражданам следует, как минимум, понимать, к компетенции какого органа относится то или иное дело – это поможет избежать ошибок и манипуляций со стороны представителей законодательной власти.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Итак, приведем несколько примеров:

  • органы внутренних дел, осуществляющие контроль за общественным порядком, уполномочены решать большое количество деликтов. Например, к компетенции полиции относится контроль за соблюдением правопорядка относительно: запрета о курении или распитии алкогольных напитков в общественных местах, мелкого хулиганства, использования технических приспособлений, способных нарушить нормы экологического права или нанести вред окружающим людям, шумоограничивающих предписаний, охраны посевов и так далее;
  • комиссиями по делам несовершеннолетних рассматриваются некоторые дела относительно воспитания и поведения подростков и юношей, не достигших 18-летнего возраста, нарушения обязанностей опекуном и пр.;
  • органы уголовно-исполнительной системы рассматривают некоторые дела в части нарушения правил обращения с изъятыми из свободного оборота вещами. Не пугайтесь названия учреждения – это не влияет на форму постановления по итогам процесса. Также в рассмотрении подобных дел принимают участие налоговые органы;
  • у судебной власти, безусловно, наибольшая доля компетенции. Судами рассматриваются дела практически во всех сферах, начиная от трудового права, где решаются вопросы об ответственности работодателей, например, за допущение работника несоответствующей квалификации к особо опасным работам или неправильное оформление трудовых правоотношений. На судебном заседании рассматриваются все спорные вопросы и имеющие неоднозначность определений, мер ответственности и т.д., в том числе смежные дела.

Далее представлена таблица по отдельным видам административных правонарушений в сфере здравоохранения, ответственность за которые предусмотрена КоАП РФ, и лицам, уполномоченным рассматривать дела по таким административным правонарушениям.

Наименование административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Статья 6.2:
Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Статья 6.3:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий

Статья 6.4:
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта

Статья 8.2:
Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами

Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.13 КоАП РФ
Статья 6.16:
Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица

Часть 2 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)

Часть 3 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Часть 4 статьи 14.1:
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)

Судьи (часть 1 статьи 23.1 КоАП РФ)
Часть 1 статьи 14.4:
Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг
Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)
Часть 2 статьи 14.4:
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4
Судьи в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье (часть 2 статьи 23.1 КоАП РФ), а также в случаях, если производство по делу ведется в форме административного расследования или рассматривается дело, влекущее наказание в виде административного приостановления деятельности (часть 3 статьи 23.1), ИЛИ Роспотребнадзор (часть 1 статьи 23.49 КоАП РФ)
Предлагаем ознакомиться:  Правила предоставления административного отпуска

Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Дело об АП рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об АП, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Особенности процессуального порядка

Порядок рассмотрения, если данное дело касается административного правонарушения, четко регламентирован на законодательном уровне и прописан в ст. 29.7 КоАП.

Ещё на этапе подготовки к предстоящему рассмотрению, соответствующий орган определяет несколько существенных моментов:

  • наличие документальных оснований;
  • возможность начала производства (то есть соответствие своей компетенции и категории деликта);
  • наличие/отсутствие обстоятельств, исключающих саму возможность рассмотрения (о них поговорим в следующем разделе), также решается вопрос об обстоятельствах, лишающих возможности участия отдельных лиц (судей, экспертов);
  • правильность составления и полноту заполнения документации, прилагаемой к делу;
  • достаточность собранных материалов для объективности принятия решения.

Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении

В обязательном порядке учитывается наличие ходатайств сторон, отводы/самоотводы и прочие нюансы. После этого начинается непосредственное разбирательство.

В ходе рассмотрения дела уполномоченный орган обязан установить все обстоятельства и принять их к вниманию. В частности, заслушать показания сторон, рассмотреть ходатайства, особенно важны меры по привлечению свидетелей и назначение судебной экспертизы (данный механизм существенно увеличил шансы отстоять свою правоту, ведь каждый может даже нанять независимого специалиста и предать его заключение судье).

Закон обязывает произвести также формальные процессуальные действия: объявить, кто рассматривает, какой деликт является предметом исследования, установить явку участников (ведь в некоторых случаях она влияет на порядок дальнейшего развития событий и принятых решений). Крайне важно разъяснить представителям обеих сторон процессуальные права.

Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Срок, на протяжении которого могут рассматриваться дела о деликтах, составляет пятнадцать дней от даты получения судом или другим органом всех собранных материалов и непосредственно самого протокола о совершённом проступке. Данный срок может быть продолжен до одного месяца при наличии мотивированного определения. Если санкция статьи предусматривает возможность ареста, и лицо, совершившее нарушение, задержано, то рассмотрение проводится в день получения.

Обычно рассмотрение проводится по месту совершения, однако могут быть исключения. Например, в отношении несовершеннолетних рассмотрение происходит по месту их жительства, хотя и по ходатайству сторон-участников события, в некоторых случаях дело может быть передано другому судебному органу. Если перед непосредственным рассмотрением проводилось админ. расследование, то разбираться дело будет по месту расположения органа, совершающего действие.

В процессе заседания оглашается Протокол, составленный по факту самого правонарушения, детально рассматриваются приложенные материалы.

Пример заполнения протокола об административном задержании за мелкое хулиганство

В процессе рассмотрения дела подлежат заслушиванию объяснения физлица по совершенному факту противоправного деяния или представителя на законных основаниях юрлица, в отношении которого было открыто рассматриваемое производство, кроме того, принимаются показания иных лиц-участников производства. Особенное внимание уделяется пояснениям специалистов и заключению эксперта, изучаются все предъявленные доказательства, а при участии прокурора в процессе заслушивается и его заключение.

Предлагаем ознакомиться:  Срок рассмотрения претензии по закону о защите прав потребителей

Результаты любого админпроцесса оформляются постановлением, предписывающим определённое наказание или содержащим заключение о закрытии производства. Все вынесенные решения должны быть оглашены сразу по окончанию процесса (это тоже процессуальное требование). Копии документа вручаются физическому или юрлицу, его законному представителю или защитнику, обязательно под расписку о получении. Если указанные лица не присутствовали при рассмотрении дела, то копия документа может высылаться по почте в течение трёх дней.

Как должна выглядеть копия постановления, выдаваемая участникам процесса

Вопросы, решаемые на этапе рассмотрения дела об административном правонарушении

Рассмотрение дела об административном правонарушении как стадия производства об административном правонарушении включает в себя несколько этапов:

  • Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;
  • Собственно, рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • Принятие решения по делу об административном правонарушении.

На этапе собственно рассмотрения дела об административном правонарушении решаются следующие вопросы:

  • объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;
  • устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;
  • проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;
  • выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;
  • разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;
  • рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;
  • в ряде случаев выносится определение об отложении рассмотрения дела

Есть ли случаи, при которых производства может и не быть?

Отдельно остановимся на постановлении о прекращении производства по делу об административном правонарушении, которое выносится в случае:

  • наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ (отсутствие события/состава административного правонарушения, действия лица в состоянии крайней необходимости, издание акта амнистии, отмена закона, установившего административную ответственность, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела, смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об АП, на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства);
  • малозначительность совершенного административного правонарушения, объявленная лицом, рассматривающим дело в форме устного замечания;
  • прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;
  • освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 6.8, 6.9, 14.32 КоАП (в соответствии с примечаниями к указанным статьям).

Некоторые факты законодательно исключают саму возможность проведения производства по рассмотрению админправонарушения. Их нужно всегда помнить, ведь в отдельных ситуациях они спасают людей от произвола (или просто позволяют выиграть время).

  1. Наиболее очевидный повод – отсутствие самого факта деликта или же состава правонарушения (здесь прибавляется фактор вины).
  2. Если лицо действовало в ситуации крайней необходимости, не причинив вреда общественности, то его деяния не могут наказываться вне зависимости от сферы нарушения и отрасли права, поскольку отсутствует общественная опасность.
  3. Априори не может существовать процесс против умершего человека или юрлица, о котором в реестр внесены сведения о прекращении деятельности.
  4. Интересно, что, если будет издан новый законодательный акт, отменяющий положение, по которому рассматривается нарушение, процесс прекращается за неимением фактического нарушения.
  5. Издание амнистии также включено в этот перечень, однако довольно редко данный акт касается админправонарушений.
  6. Истечение сроков давности события.

Этапы административного процесса

Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

На этапе подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, решают следующие вопросы:

  • относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения, данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
  • правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
  • имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
  • достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
  • имеются ли ходатайства и отводы.
Предлагаем ознакомиться:  Образец ходатайства о возобновлении производства по гражданскому делу

Заключение

В КоАП слишком много статей и видов ответственности, предусмотренных за то или иное правонарушение. Каждый случай индивидуален и подлежит отдельному рассмотрению с учетом всех нюансов и малейших деталей. Попав в неприятную ситуацию, не стоит пускать её «на самотёк», обязательно проконсультируйтесь с юристом.

Собственно рассмотрение дела об административном правонарушении

Прежде чем начать говорить об этом этапе, необходимо остановиться на том, кто, какие органы вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, тем более, что лицам, уполномоченным их рассматривать посвящен отдельный раздел КоАП РФ.

Новое рассмотрение дела об административном правонарушении

Согласно части 1 статьи 22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются следующими лицами в пределах их компетенции:

  • судьями (мировыми судьями);
  • комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • федеральными органами исполнительной власти, их структурными подразделениями, территориальными органами и структурными подразделениями территориальных органов, а также иными государственными органами в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
  • органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы;
  • органами, осуществляющими федеральный пробирный надзор и государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, обращением, учетом и хранением драгоценных металлов и драгоценных камней.

КоАП РФ в главе 23 дает перечень более чем из 70 наименований лиц (судьи, органы и должностные лица), в компетенцию которых входит рассмотрение определенных дел об АП.

Постановление по делу об административном правонарушении

В постановлении по делу об административном правонарушениидолжны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector