Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности

Касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с уставом организации объединенных наций

от
24 октября 1970 г.

(извлечения)

Генеральная
Ассамблея…

рассмотрев
принципы международного права, касающиеся
дружественных
отношений и сотрудничества между
государствами,

Понятие и признаки гражданско-правовой ответственности

Принцип,
согласно которому государства
воздерживаются в своих
международных отношениях от угрозы
силой или ее приме­нения
как против территориальной
неприкосновенности или по­литической
независимости любого государства, так
и каким-либо другим образом, не совместимым
с целями Организации Объеди­ненных
Наций

Каждое
государство в своих международных
отношениях обя­зано воздерживаться
от угрозы силой или ее применения как
про­тив
территориальной неприкосновенности
или политической неза­висимости
любого государства, так и каким-либо
другим образом, не совместимым с целями
Организации Объединенных Наций.

Такая
угроза силой или ее применение являются
нарушением международного права и
Устава Организации Объединенных Наций;
они никогда не должны применяться в
качестве средства урегулирования
международных вопросов.

Агрессивная
война является преступлением против
мира, кото­рое влечет ответственность
по международному праву.

В
соответствии с целями и принципами
Организации Объеди­ненных
Наций государства обязаны воздерживаться
от пропаганды агрессивных
войн.

Каждое
государство обязано воздерживаться
от угрозы силой или
ее применения с целью нарушения
существующих междуна­родных
границ другого государства или в
качестве средства разре­шения
международных споров, в том числе
территориальных споров
и
вопросов, касающихся государственных
границ.

Равным
образом каждое государство обязано
воздерживаться от угрозы силой или ее
применения с целью нарушения между­народных
демаркационных линий, таких, как линии
перемирия, установленных
или соответствующих международному
соглаше­нию,
стороной которого является данное
государство или которое это
государство обязано соблюдать на
каком-либо ином основании.

Государства
обязаны воздерживаться от актов
репрессалий, связанных
с применением силы.

Каждое
государство обязано воздерживаться
от каких-либо насильственных
действий, лишающих народы, о которых
говорится в конкретизации
принципов равноправия и самоопределения,
их права
на самоопределение, свободу и
независимость.

Каждое
государство обязано воздерживаться
от организации или
поощрения организации иррегулярных
сил или вооруженных банд,
в том числе наемников, для вторжения
на территорию другого государства.

Каждое
государство обязано воздерживаться
от организации, подстрекательства,
оказания помощи или участия в актах
граждан­ской
войны или террористических актах в
другом государстве или от
потворствования организационной
деятельности в пределах соб­ственной
территории, направленной на совершение
таких актов, в том
случае, когда акты, упоминаемые в
настоящем абзаце, связаны с угрозой
силой или ее применением.

а)
положения Устава или любое международное
соглашение, заключенное
до принятия Устава и имеющее юридическую
силу в соответствии
с международным правом; или б) полномочия
Совета Безопасности в соответствии с
Уставом.

Все
государства должны добросовестно вести
переговоры с целью
скорейшего заключения универсального
договора о всеоб­щем
и полном разоружении под эффективным
международным контролем
и стремиться принимать соответствующие
меры для ос­лабления
международной напряженности и укрепления
доверия между
государствами.

Все
государства должны на основе общепризнанных
принципов и норм международного права
добросовестно выполнять свои
обя­зательства в отношении поддержания
международного мира и без­опасности
и стремиться к повышению эффективности,
основыва­ющейся
на Уставе системы безопасности
Организации Объединен­ных Наций.

Управление финансами

Ничто
в вышеприведенных абзацах не должно
толковаться как расширение
или ограничение каким-либо образом
пределов дейст­вия положений Устава,
касающихся тех случаев, когда применение
силы
является законным.

Принцип,
согласно которому государства разрешают
свои международные споры мирными
средствами таким образом, чтобы
не подвергать угрозе международный
мир и безопасность и
справедливость

Каждое
государство разрешает свои международные
споры с другими
государствами мирными средствами таким
образом, чтобы
не подвергать угрозе международный
мир и безопасность и справедливость.

Государства
должны поэтому стремиться к скорейшему
и спра­ведливому разрешению своих
международных споров путем пере­говоров,
обследования, посредничества, примирения,
арбитража, судебного
разбирательства, обращения к региональным
органам или
соглашениям или иными мирными средствами
по своему выбо­ру.

Стороны
в споре обязаны в случае, если они не
достигнут разрешения
спора одним из вышеупомянутых мирных
средств, продолжать
стремиться к урегулированию спора
другими согласованными между
ними мирными средствами.

Государства,
являющиеся сторонами в международном
споре, а также
другие государства должны воздерживаться
от любых дейст­вий, которые могут
ухудшить положение настолько, что
подвергнут угрозе поддержание
международного мира и безопасности, и
должны
действовать в соответствии с целями и
принципами Организа­ции Объединенных
Наций.

Международные
споры разрешаются на основе суверенного
равенства
государств и в соответствии с принципом
свободного выбора
средств мирного разрешения споров.
Применение проце­дуры
урегулирования спора или согласие на
такую процедуру, о которой
было свободно достигнуто соглашение
между государст­вами в отношении
существующих или будущих споров, в
которых они
являются сторонами, не должно
рассматриваться несовмес­тимым с
принципом суверенного равенства.

Предлагаем ознакомиться:  Как оформить наследство на квартиру после смерти матери: документы и порядок действий

Ничто
в предыдущих абзацах не затрагивает и
не умаляет значе­ние
соответствующих положений Устава, в
частности тех, которые относятся
к мирному разрешению международных
споров.

Принцип,
касающийся обязанности в соответствии
с Уставом не
вмешиваться в дела, входящие во внутреннюю
компетенцию любого
государства

Ни
одно государство или группа государств
не имеет права вмешиваться
прямо или косвенно по какой бы то ни
было причине во
внутренние и внешние дела другого
государства. Вследствие этого вооруженное
вмешательство и все другие формы,
вмеша­тельства
или всякие угрозы, направленные против
правосубъектности
государства или против его политических,
экономических и
культурных основ, являются нарушением
международного права.

Ни
одно государство не может ни применять,
ни поощрять при­менение
экономических, политических мер или
мер любого иного характера
с целью добиться подчинения себе другого
государства в осуществлении
им своих суверенных прав и получения
от него каких
бы то ни было преимуществ. Ни одно
государство не должно также
организовывать, помогать, разжигать,
финансировать, по­ощрять
или допускать вооруженную, подрывную
или террористи­ческую
деятельность, направленную на изменение
строя другого государства
путем насилия, а также вмешиваться во
внутреннюю борьбу
в другом государстве.

Применение
силы для лишения народов формы их
националь­ного
существования является нарушением их
неотъемлемых прав и
принципа невмешательства.

Каждое
государство имеет неотъемлемое право
выбирать свою политическую,
экономическую, социальную и культурную
систему без
вмешательства в какой-либо форме со
стороны какого бы то ни было
другого государства.

Ничто
в приведенных выше абзацах не должно
толковаться как затрагивающее
каким-либо образом положения Устава,
касающие­ся
поддержания международного мира и
безопасности.

Обязанность
государств сотрудничать друг с другом
в соответ­ствии
с Уставом

Государства
обязаны сотрудничать друг с другом,
независимо от различий
их политических, экономических и
социальных систем, в различных
областях международных отношений с
целью поддер­жания
международного мира и безопасности и
содействия между­народной
экономической стабильности и прогрессу,
общему благо­состоянию
народов и международному сотрудничеству,
свободно­му
от дискриминации, имеющей в своей основе
такие различия.

a)
государства сотрудничают с другими
государствами в поддер­жании
международного мира и безопасности;

b)
государства сотрудничают в установлении
всеобщего уваже­ния
и соблюдения прав человека, основных
свобод для всех и в ликвидации
всех форм расовой дискриминации и всех
форм рели­гиозной нетерпимости;

c)
государства осуществляют свои
международные отношения в экономической,
социальной, культурной, технической и
торговой областях
в соответствии с принципами суверенного
равенства и невмешательства;

d)
государства — члены Организации
Объединенных Наций обязаны
в сотрудничестве с Организацией
Объединенных Наций принимать
совместные и индивидуальные меры,
предусмотренные соответствующими
положениями Устава.

Виды и формы гражданско-правовой ответственности

В зависимости от оснований возникновения:

  • Договорная – ответственность, наступающую в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, возникающего из договора. Данный вид ответственности наступает не только в случаях, предусмотренных законом, но и сторонами в договоре;
  • Внедоговорная (деликтная) ответственность – наступает за вред, причиняемый лицом, не состоявшим ранее в обязательственном правоотношении с потерпевшим. Она возникает в момент причинения вреда имуществу или личности.

документы

В зависимости от характера ответственности:

  • Долевая ответственность – применяется в случаях, когда в обязательстве участвуют несколько кредиторов и несколько должников (множество лиц). По общему правилу, объем ответственности должников предполагается равным;
  • Солидарная ответственность – при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом, как полностью, так и в части долга. Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников;
  • Субсидиарная ответственность – это дополнительная ответственность к ответственности другого лица – основного должника, применяемая в случаях, предусмотренных законодательством. Важным условием применения субсидиарной ответственности является предварительное обращение с требованием к основному должнику, нарушившему обязательство. При отказе основного должника от удовлетворения требования либо неполучении от него ответа кредитор приобретает право требования исполнения обязательства от лица, на которое возложена субсидиарная ответственность;
  • Ответственность за действия третьих лиц – исполнение обязательства может быть возложено на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий или существа данного правоотношения;
  • Не вытекает обязанность должника исполнить его лично.

Статья 1

1.
Поддерживать международный мир и
безопасность и с этой целью
принимать эффективные коллективные
меры для предотвращения
и устранения угрозы миру и подавления
актов агрессии или
других нарушений мира и проводить
мирными средствами, в согласии
с принципами справедливости и
международного права, улаживание
или разрешение международных споров
или ситуа­ций,
которые могут привести к нарушению
мира;

2.
Развивать дружественные отношения
между нациями на ос­нове
уважения принципа равноправия и
самоопределения народов, а
также принимать другие соответствующие
меры для укрепления всеобщего
мира;

Предлагаем ознакомиться:  Кто из жильцов имеет право на приватизацию

3.
Осуществлять международное сотрудничество
в разрешении международных
проблем экономического, социального,
культур­ного
и гуманитарного характера и в поощрении
и развитии уваже­ния
к правам человека и основным свободам
для всех, без различия расы, пола, языка
и религии, и

4.
Быть центром для согласования действий
наций в достижении этих
общих целей.

1.
Организация основана на принципе
суверенного равенства всех
ее Членов;

2.
Все Члены Организации Объединенных
Наций добросовест­но
выполняют принятые на себя по настоящему
Уставу обязатель­ства,
чтобы обеспечить им всем в совокупности
права и преимуще­ства,
вытекающие из принадлежности к составу
Членов Организа­ции;

3.
Все Члены Организации Объединенных
Наций разрешают свои
международные споры мирными средствами
таким образом, чтобы
не подвергать угрозе международный
мир и безопасность и справедливость;

4.
Все Члены Организации Объединенных
Наций воздержива­ются
в их международных отношениях от угрозы
силой или ее применения
как против территориальной
неприкосновенности или политической
независимости любого государства, так
и каким-либо другим образом, несовместимым
с Целями Объединенных Наций;

5.
Все Члены Организации Объединенных
Наций оказывают ей всемерную помощь
во всех действиях, предпринимаемых ею
в соответствии
с настоящим Уставом, и воздерживаются
от оказания помощи
любому государству, против которого
Организация Объединенных
Наций предпринимает действия превентивного
или принудительного
характера;

6.
Организация обеспечивает, чтобы
государства, которые не являются
ее членами, действовали в соответствии
с этими Принци­пами, поскольку это
может оказаться необходимым для
поддержа­ния
международного мира и безопасности;

7.
Настоящий Устав ни в коей мере не дает
Организации Объ­единенных
Наций права на вмешательство в дела,
по существу вхо­дящие
во внутреннюю компетенцию любого
государства, и не требует
от Членов Организации Объединенных
Наций представлять такие
дела на разрешение в порядке настоящего
Устава; однако этот принцип
не затрагивает применения принудительных
мер на основании
главы VII.

(Международное
право в документах. М.:
Юрид. лит., 1982. С. 3—4)

1
См.:
Эбзеев
Б.С. Конституция,
демократия, права человека. М, 1992. С. 124
и
др.

2
Ведомости
Съезда народных депутатов РФ и Верховного
Совета РФ. 1992. №
6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112.

3
См.:
Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1994.
№4. Ст. 302.

Управление финансами

4
См.:
Ведомости Съезда народных депутатов
РФ и Верховного Совета РФ. 1992.
№ 30. Ст. 1797.

5
Сахаров
Н.А. Институт
президентства в современном мире. М.,
1994. С. 5—6.

6
См.:
Основные положения военной доктрины
Российской Федерации // Красная
звезда. 1993. 19 нояб.

7
См.:
Собрание актов Президента и Правительства
Российской Федерации. 1994.
№ 10. Ст. 775.

8
Это
право субъекта влечет обязанность
Государственной Думы рассмотреть
внесенный
законопроект и принять по нему какое-либо
решение.

9
О
Правительстве РФ и других исполнительных
органах см. разд. 3.

10
См.: Народный депутат. 1993. № 11.

егэ

11
В разделе 3 «Основы административного
права» использованы материалы,
подготовленные доктором юридических
наук Б.М. Лазаревым для первого издания
данного учебника.

12
Слово
«административное» происходит от слова
«администрация», которое имеет
латинское происхождение (образовано
из приставки ad
— к, при — и корня ministr
— подчиненный, исполнитель) и переводится
на русский язык в двух значениях:
как государственное управление, т.е.
как особый вид государственной
дея­тельности,
и как субъект, осуществляющий ее.

В
некоторых государствах, например в
США, слово «администрация» является
синонимом слова «исполнительная
власть».
К этому можно добавить крылатое выражение
К. Маркса: «Администрация есть организующая
деятельность государства», а отрасль
права, регулирующую эту деятельность,
принято называть административным
правом.

13
Российская газета. 1997. 23 дек.

14
Российские вести. 1996. 16 авг.

15
Российская газета. 1997. 15 июля.

16
Российская газета. 1995. 3 авг.

17
Ведомости Верховного Совета ССР. 1980. №
11. Ст. 192.

18
Ведомости Съезда народных депутатов
РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. С.
685.

Психологические тесты

19
См.6 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев
З.А. Российское административное право:
Учебник. М., 1996. С. 42, 45.

20
См.: Собрание законодательства РФ. 1995.
№ 51. Ст. 4970.

21
Анализу административно-правового
статуса граждан посвящены работы многих
авторов – монографии, главы в учебниках,
статьи в научных изданиях. Тем не менее
обращает на себя внимание и кажется
весьма интересной структура этого
понятия, предложенная авторами названного
выше учебника «Российское административное
право». М., 1966. С. 45-50.

22
Например, Советом Европы была принята
в Риме 4 ноября 1950 г. «Европейская
конвенция о защите прав человека и
основных свобод».

23
Российская газета. 1997. 23 дек.

24
Применительно к законодательным органам
такой записи в Конституции РФ нет.

25
Характеристика трудового права, его
субъектов дается в теме 5.2 настоящего
раздела.

Предлагаем ознакомиться:  Передача имущества в счет уплаты алиментов

26
На практике и в настоящее время труд
указанных лиц применяется на работах,
предусмотренных ст. 6 Основ законодательства
об охране труда.

27
Здесь и далее под организациями
понимаются организации, предприятия,
хозяйственные товарищества, общества
и учреждения.

28
См. тему 5.3 настоящего раздела.

29
Убытки возмещаются в соответствии с
нормами гражданского законодательства.
Они включают уже произведенные
организацией расходы, а также неполученные
доходы.

30
Закон Российской Федерации от 19 апреля
1991 г. «О занятости населения в Российской
Федерации» в редакции Федерального
закона от 20 апреля 1996 г.

31
Исключение
составляют только временные переводы
на другую работу, ука­занные в ст. 26
и 27 КЗоТ РФ.

32
См.:
Государственная программа приватизации
государственных и муници­пальных
предприятий в Российской Федерации,
утвержденная Указом Президента
Российской Федерации от 24 декабря 1993
г. № 2284 // Собрание актов Президента и
Правительства Российской Федерации.
1994. № 1. Ст. 2.

33
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1966. № 3. Ст. 148.

34
В
настоящее время признано необходимым
заключение с руководителями федеральных
государственных предприятий контрактов
в соответствии с граждан­ским
законодательством. Если такой контракт
заключен, то п. 4 ст. 254 КЗоТ не может
применяться, поскольку он рассчитан
на трудовой контракт.

35
Собрание законодательства Российской
Федерации. 1994. № 28. Ст. 2972.

36
Более
подробно об этом см.: Гражданское право
/ Отв. ред. проф. Е.А. Суха­нов: В 2т. М,
1994. Т. 1.С. 110—111.

37
Нетрудоспособными
считаются лица, признанные инвалидами
I,
II
или III
группы, а также лица, достигшие пенсионного
возраста, т.е. женщины, которым исполнилось
55, и мужчины, которым исполнилось 60 лет.

38
Термин
«деяние» охватывает в уголовном праве
два варианта человеческого поведения
— активные действия и воздержание от
них (бездействие).

39
Для любознательных учащихся отметим,
что в настоящее время происходит быстрое
формирование и таких «дружественных»
уголовному праву отраслей, как
профилактическое и оперативно-розыскное
право.

40
Изучением
потребности общества в сфере борьбы с
преступностью занима­ется наука
криминология. Для иллюстрации сложностей
ее задач достаточно ска­зать, что
состояние и тенденции преступности,
уровень безопасности от нее зависят
от 200—250 демографических, экономических,
политических, психологических и других
характеристик состояния общества.

41
В силу ст. 1 Уголовного кодекса РФ (УК
1996 г.) новые Законы, регулирую­щие
уголовную ответственность, подлежат
включению в него, а не действуют
па­раллельно.

папка

42
Присоединение
страны ко многим договорам об охране
прав человека носило в прошлом формальный
характер, а их публикация и изучение
не поощрялись.

43
Кстати,
позиция российской судебной практики
исходит из необходимости учета всего
круга этих обстоятельств, хотя
соответствующая норма УК пока не
содержит требования учитывать биографию
лица и позицию потерпевшего.

44
О
перспективе отмены смертной казни
будет рассказано в § 3.

45
Для любознательных учащихся, которые
хотели бы более подробно ознако­миться
с содержанием международных источников
уголовного права, укажем, что они собраны
в кн.: Сборник стандартов и норм ООН в
области предупреждении преступности
и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992.
М., 1994.

46
Эта Конвенция ратифицирована Федеральным
законом от 4 августа 1994 г См.: Собрание
законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1684.

Условия применения мер гражданско-правовой ответственности

Условия (основания) гражданско-правовой ответственности – обстоятельства, при которых наступает гражданско-правовая ответственность.

Таким условием прежде всего является совершение правонарушения, предусмотренного законом или договором, например, ненадлежащее исполнение должником обязательств, либо причинение кому-либо имущественного вреда. Но также гражданско-правовая ответственность может возникать и при отсутствии правонарушения со стороны, лица, на которое оно возлагается.

Правовая ответственность

В свою очередь гражданские правонарушения имеют определенные условия, к которым относятся:

  • Противоправный характер – предполагает совершение действия, запрещенного законом либо договором;
  • Наличие у потерпевшего лица вреда или убытков – выделяют 2 разновидности вреда материальный (имущественные потери, которые представляют собой уменьшение стоимости поврежденной вещи, уменьшение или утрата дохода, необходимость новых расходов и т.п.) и моральный (физические и нравственные страдания гражданина, вызванные нарушением его личных неимущественных прав);
  • Причинная связь между противоправным поведением нарушителя и наступившими последствиями;
  • Вина правонарушителя – (по общему правилу) выражает отношение правонарушителя к собственному неправомерному поведению и его последствиям. Но гражданское право имеет собственную специфику, согласно которой форма вины очень редко имеет юридическое значение. В целом ряде случаев вина вообще не является необходимым условием и ответственность может наступать при отсутствии вины, в том числе за вину иных лиц. В связи с этим вина в гражданском праве чаще всего рассматривается не как психическое отношение лица к совершенным действиям, а как непринятие лицом объективно возможных мер по устранению или недопущению отрицательных результатов своих действий.

Совокупность перечисленных условия называется составом гражданского правонарушения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector